Всероссийский батюшка выбрал Алексеевку

Ясное утро. Мороз такой, что сводит руки, пока я фотографирую белоснежный монастырский храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в селе Алексеевка. Сестра, стоящая на колокольне, скоро будет звонить, а теперь, наверное, смотрит на широкий разлив Волги или, правильнее сказать, водохранилища. Система ГЭС в середине ХХ века изменила реку до неузнаваемости, и река погребла под толщей воды не одну деревню. Затопило и пол-Алексеевки, вместе с тем местом, где прежде стоял храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Там, где теперь — слабозаметная заводь, когда-то была пристань. В 1894 году на нее сошел с парохода протоиерей Иоанн Сергиев — святой праведный Иоанн Кронштадтский. Это событие переживается монахинями Иоанновского монастыря в Алексеевке так живо, будто произошло оно совсем недавно и непосредственно с ними.  Сегодня, в канун дня его памяти, рассказываем о монастыре, носящем имя святого.

— Самое замечательное, что батюшка сам избрал Алексеевку, — рассказывает настоятельница алексеевского Иоанновского монастыря игумения Еликонида (Лысенко), — он телеграммой отказал пригласившим его Хвалынску и Вольску и написал, что совершит утреню в Алексеевке, но служил и Литургию. В то время храм был на ремонте, стоял в лесах. За одну ночь к приезду протоиерея Иоанна благочестивые прихожане все привели в порядок.

Когда я читала об этом, меня больше всего поразили жители Алексеевки: ведь обычно вокруг отца Иоанна была такая толкучка, что даже полиции приходилось вмешиваться, как-то ограждать его от жаждущих утешения, исцеления, помощи. А тут — совсем иначе: народ ожидал благословения отца Иоанна в храме, пребывая в благоговейном, безропотном молчании. Только когда вестовой прискакал и сказал, что батюшка сошел с парохода, когда начали звонить в колокола, люди свободно вздохнули, поверив, что — да, батюшка действительно приехал.

В 1930 году из Сергиевской церкви, где однажды служил святой Иоанн, были изъяты колокола, богослужения в храме прекратились. Несколько человек, включая священника, были арестованы. В 1931 году здание было передано под детский сад, позже — разрушено до основания.

* * *

Настоятельница монастыря игумения Еликонида рассказывает, что ее воцерковление началось, когда она была уже взрослым человеком. В это время как раз стали возрождаться храмы, монастыри, стала доступной православная литература. Узнав о том, что были разрушены тысячи храмов, будущая игумения захотела помочь: «Наши деды и прадеды разрушали, а мы, их потомки, должны восстанавливать».

Первым монастырем, куда отправилась будущая игумения Еликонида, оказалась разрушенная Оптина пустынь.

— Ехать было немного страшно, просто оттого, что не знала, как себя там надо вести. Но ничего: убирались, таскали какие-то палки, бревна, выгребали мусор. А когда после всей этой работы возвращались домой, меня переполняла радость: красота осенней природы и мой внутренний мир, который коснулся чего-то чистого, светлого, будто перекликались.

В Оптину будущая монахиня ездила со своей подругой, хотя та раньше в храме бывала лишь по случаю. В перестроечные годы, когда все рушилось, когда закрывались предприятия и в магазинах ничего не было, многие люди остались без работы, а если и с работой, то без денег,— у подруги матушки Еликониды было все: полное мирское благополучие. Однако через некоторое время после поездки в Оптину она захотела стать монахиней.

— Мне тогда сделалось страшно, — рассказывает матушка, — хороший, любимый мною человек покидал меня, уходил в монастырь… Но позже и я стала ездить туда, к ней, в Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце.

Я помню, когда мы приехали в первый раз в Малоярославец, все было еще в разрухе. Трапезная располагалась в подвальном помещении — узком и неудобном. Мы вошли, когда все уже расселись, но, уступая нам место, по какому-то бессловесному согласию сразу встало шесть или восемь сестер. Меня тогда поразило это внутреннее единение, столь необычное в мирской жизни.

Матушка рассказывает, что в монастырь она стала приезжать все чаще. Наконец наступил момент, когда поняла, что уже не хочет покидать обитель:

— Мои жизненные ориентиры, ценности совершенно поменялись. То, что раньше казалось радостным, забавным и интересным, я стала воспринимать как неправильное, то есть не Божие. Забеспокоились родители: им эти перемены казались странными, непонятными. Мама звала меня смотреть ранее любимый мной фильм, а я отказывалась, потому что поняла, насколько это занятие стало для меня пустым. Но на это место в моей жизни пришли книги об Оптинских старцах, о преподобном Серафиме Саровском, — духовная литература, которую хотелось читать и читать. Я изменила свой внешний вид, прическу, сняла украшения. И это тоже пугало родителей, папа говорил: «На кого ты стала похожа? Как бабушка!». Наверное, они испытывали что-то похожее на мои чувства, когда я думала, что теряю подругу, уходившую в монастырь.

Будущая монахиня Еликонида стала послушницей Свято-Успенского Княгинина монастыря во Владимире. Там же был совершен ее иноческий постриг. А потом, по благословению старца, матушка перебралась в Саратов, в Свято-Алексиевский женский монастырь. Через какое-то время Епископ (теперь — Митрополит) Саратовский и Вольский Лонгин благословил ее возглавить подворье монастыря в селе Алексеевка, получившее впоследствии статус монастыря во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

* * *

Строительство храмового комплекса в Алексеевке началось в 2006 году попечением Вячеслава Викторовича Володина и шло быстрыми темпами.

— Я думаю, что только молитвами святого праведного Иоанна у нас появилось все это, — говорит игумения Еликонида. — Батюшка очень любил монашество и положил начало очень многим монастырям. Мне рассказывали наши прихожане, что они молились, просили, чтобы появился храм в их родном селе, — и вымолили.

В настоящее время вместе с матушкой Еликонидой в монастыре — пять сестер. Среди них — схимонахиня Селафиила (Барковская). Сейчас ей 87 лет. Долгое время она была в саратовском Свято-Троицком соборе уставщиком, и помнят ее там как тетю Нину. Многим из тех, кто пришел в Церковь в 1970–1990 годы и затем пополнил ряды духовенства, она привила любовь к церковному пению, умение читать на церковнославянском.

В день, когда подворье Свято-Алексиевского монастыря стало самостоятельным Иоанновским монастырем, состоялся постриг трех послушниц.

Богослужения в монастырском храме на протяжении двух лет совершает священник Александр Грузинцев. Окончив семинарию, он служил в Саратове, однако весть о назначении в Алексеевку воспринял с радостью.

— Я думаю, радость была и оттого, что мы сами не выбирали, не просились, мы восприняли это назначение как волю Божию, — объясняет отец Александр, — послушание воле Божией — это то, что помогает радости возникнуть, а поддерживать ее потом — это отдельная задача.

Семья отца Александра — он, его супруга и их маленькая дочка — живут в съемном доме. Завели кур — хозяйство покрупнее пока не под силу.

На вопрос о том, чем отличается отношение к священнику в селе, батюшка говорит, что здесь ощущается настороженность к неизвестному, новому человеку, кем бы он ни был. Чтобы село приняло батюшку как своего, нужно время.

— Мой иерейский сан воспринимался здесь поначалу только как внешний атрибут, — рассказывает отец Александр. — Иду по улице, со всеми здороваюсь, а отвечает мало кто. Но проходит время, и те люди, которые раньше мимо проходили, здороваются радостно, с улыбкой, а некоторые и за советом обращаются.

* * *

В тот день, когда я приехала в Алексеевку, за Литургией пела одна из сестер. В небольшом светлом храме сосредоточенно молились прихожане, и, кажется, благодаря этой совместной молитве было тихо — молитвенно тихо. Потом выяснилось, что у сестры, чей голос меня так поразил, нет музыкального образования, и пела она по послушанию.

— В монастыре очень часто так бывает, — рассказывает матушка, — если Господь дает послушание, Он дает и силы, и благодать, и возможность все исполнить. Не раз убеждалась в том, что послушание — это великая вещь.

Но есть в Алексеевке и певчие из мирян, они начинали в саратовском Свято-Алексиевском женском монастыре. Это две супружеские пары, Сергей с Татьяной и Владимир с Ольгой, у каждой семьи по трое детей. Работают и живут они теперь в поселке Возрождение, регулярно ездят на богослужения в Алексеевку. По словам игумении, их ревность к богослужению была такой, что они стояли на клиросе с грудными детьми — даже ночные службы: на Рождество Христово, на Пасху. Из детей — кто спит, кто нет… но все равно — все вместе.

— Тот, кто вкусил радость совместной молитвы в храме, понимает, что это такое, и рад тем маленьким результатам, которых он достигает, — объясняет игумения. — А человеку, который не захотел немного потрудиться, подумать, проще все это осудить, отвергнуть.

* * *

Иоанновский монастырь необычайно красив, будто кистью художника вписан в природу Хвалынского края. Благодать, которую ощущаешь вокруг, кажется, распространяется здесь и на человеческие отношения.

— Матушка, неужели у Вас нет сложностей, трудностей?

— Сложности… Сложности, прежде всего, внутри себя, — отвечает мне игумения Еликонида. — Это самые большие сложности для всех, начиная с настоятельницы и кончая меньшей из сестер. Стараться преодолеть своего ветхого человека, преодолеть свою самость — вот это да, это сложность.

А что касается прихожан, то многих жителей Алексеевки перетягивали секты, кого-то не отпускало старообрядчество, ведь селения бывшего Хвалынского уезда основали когда-то именно старообрядцы. Но, как говорит матушка Еликонида, теперь многие из потомственных староверов начали ходить в монастырский храм.

Матушка Еликонида рассказала о прихожанах — супружеской паре, Вере и Алексее. Они воспитали троих детей, теперь растят приемных мальчиков. И хотя живут они в Алексеевке, до храма приходится добираться на машине: у Алексея инвалидность. Замечателен один случай: осенью в монастырь прислали саженцы лип, а посадить их было совсем некому, матушка Еликонида уже начала печалиться — ведь погибнут деревья. Но Алексей предложил свою помощь. Очень настойчиво предлагал: «Матушка, руки-то есть, сяду и буду копать». Так он и сделал, а земля в Хвалынском районе — опока да вязкая глина. А Алексею, видимо, еще какой-то дореволюционный фундамент попался, крепкий. Он несколько недель его разбивал. Матушка говорит, что ее до слез поразила такая жертвенность, готовность помочь, крепость веры.

* * *

В храме я встретила большую семью Варгиных: папа, мама и четверо детей. Сюда они приезжают постоянно, говорят, что в монастырском храме, даже когда малыши отвлекают, все равно — душой отдыхаешь, и сами дети становятся более мирными. Живет эта семья в Балакове, но у них есть дом в селе Яблонька, вот оттуда они и приезжают в монастырь.

Оказывается, молодых семей с детьми среди прихожан много. По праздникам в монастыре устраиваются спектакли: монахини рисуют декорации, готовят сценарии, а играют дети. Матушка объясняет: «Начиналось все постепенно: поскольку в храме были дети, на праздники их хотелось как-то утешить. Они ведь непоседы, им хочется себя реализовать, показать. И мы постарались дать им такую возможность».

О том, как складываются отношения монастыря с местной школой, рассказала ее директор Наталья Яковлевна Молоткова. На удивление оказалось, что алексеевская школа не хуже центральной городской. Дети поступают в столичные вузы и в дальнейшем становятся вполне конкурентоспособными: «Даже филиалами “Газпрома” руководят наши детки», — говорит Наталья Яковлевна.

— А к Богу детей силой не приведешь, — продолжает директор школы, — и в церковь не приведешь, но мы устраиваем встречи со священниками, с монахинями, приглашаем детей помочь в монастыре. Стараемся научить их жить в реальном, а не в виртуальном мире: чувствовать сердцем, самостоятельно мыслить.

Однако утешение нужно не только детям, которые участвуют в спектаклях, но и взрослым, старикам, покинутым родными. В Алексеевке есть интернат для ветеранов и инвалидов.

— Поскольку им перемещаться сложнее, мы сами отправляемся к ним на праздники, — рассказывает матушка Еликонида. — К Рождеству, 9 Мая, к Пасхе мы с детьми готовим для них концерт, дарим подарки. Навещаем мы и тех, кто живет одиноко и не может по тем или иным причинам прийти в храм.

Игумения Еликонида познакомила меня с бабой Клавой. И, как бы рекомендуя ее, объяснила, что это человек, который радуется всегда, за каждую малость благодарит Господа: за солнце, за богослужение, на котором она смогла помолиться. И сама бабушка подтверждает: «Мне бы только жить».

— Нам бы всем так говорить в 86 лет, — замечает игумения Еликонида. — А она ведь веру от самого младенчества сохранила, много трудностей перенеся за годы жизни. Супруг Клавдии был долгое время болен раком. Однажды, когда она не смогла прийти на праздничную службу, мы с детьми и с певчими пришли к ним домой. И когда стали петь песнопения Пасхи, то супруг Клавдии заплакал светло, радостно, и слезы его были такие, что плакать начали и мы все: остановиться не могли, пели и плакали.

* * *

26 октября во время своего визита в Саратовскую епархию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Иоанновский женский монастырь.

Обитель к визиту Святейшего готовили всем миром: и сами монахини, и местная администрация, и добровольные помощники из соседнего поселка Возрождение во главе с настоятелем Успенского храма отцом Александром Рожковым, который сам и батареи красил, и траву косил.

— Матушка, каково для вас значение визита Святейшего Патриарха?

— Значение? Вы знаете, его трудно переоценить, — считает игумения Еликонида. — Для нас получить благословение Святейшего — милость Божия… Маленький монастырь в небольшом селе — и такая большая радость. И благословение получили ведь не только сестры монастыря, но и прихожане. Я видела лица людей: как они менялись, озарялись внутренним светом — даже у тех, кто пришел из любопытства или заодно с родственниками. И каждый ощущал, что все не просто так, что благодать — особая, необыкновенная. А ведь мы до последнего момента, до самого приезда Святейшего, боялись поверить своей радости: помешать визиту могла и непогода, и просто нездоровье, и какие-то встречи — все, что угодно. Но вопреки прогнозам в пасмурный день появилось солнце, и Святейший посетил нас.

Патриарх Кирилл, обращаясь к тем, кто собрался в тот день в монастыре, сказал:

— Великое и большое дело совершается монашествующими в святых обителях. Они молятся за себя, за своих близких, за тех, кто обращается к ним с просьбой о молитве; молятся за весь мир. А молитва — это сила, которая соединяет человека с Богом. Это движение в обе стороны: мы воздыхаем ко Господу с просьбами, и Он отвечает нам Своею благодатью. Чем сильнее молитва, тем интенсивнее это невидимое духовное движение: от Бога к человеку и от человека к Богу. Дай Бог, чтобы в этом месте всегда горел огонь молитвы, чтобы сестры добросовестно исполняли свои монашеские обеты, свое призвание и со смирением, в чистоте сердца совершали молитву обо всех людях.

Журнал «Православие и современность» № 32 (48)

Мария Ковалева
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Указ Епархиального Архиерея от 08 декабря 2021 года № 537 Иерею Александру Каширину (Каширину Александру Александровичу) В связи с поступившим запросом от Епархиального Архиерея Глазовской епархии № 01-013/198 от
Указ Епархиального Архиерея от 07 декабря 2021 года № 536 Иерею Виктору Копырину (Копырину Виктору Валентиновичу) Настоящим определением Вы, иерей Виктор Копырин,
Любить человека - Саратовская епархия Заповедь о любви к ближнему в профессии врача проявляется в искреннем сострадании больному.
Саратовская епархия
В промзоне Балаково обнаружен склад немаркированного алкоголя и сигарет - Балаковские вести В рамках операции «Алкоголь» сотрудники подразделений экономической безопасности МУ МВД России «Балаковское» обнаружили на территории одной из промзон города в грузовой машине и гараже 63-летнего местного жителя около 6
Балаковские вести
Где можно вакцинироваться в Марксе? 1 - News.VMarkse.Ru Уважаемые жители Марксовского района! ГУЗ СО «Марксовская РБ» напоминает, что работают пункты вакцинации по следующим адресам: г. Маркс ул.Кирова д.1/1 каб.
News.VMarkse.Ru
Я камнем стал, но я живу (Новорепинская с/б) - МЦБ Ершовского района День Неизвестного Солдата учрежден в память о безвестных российских и советских воинах, которые погибли в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.
МЦБ Ершовского района