Игорь Коняев вернулся в Саратов с «Человеком из Подольска»

Игорь Коняев вернулся в Саратов с «Человеком из Подольска» - http://izvestia64.ru/
Фото: izvestia64.ru


28 февраля в Саратовском академическом театре драмы имени И.А.Слонова состоится очередная премьера текущего сезона — спектакль по пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска».

Впрочем, оговоримся: к данной постановке слово «очередная» едва ли подходит. Поскольку ее режиссером выступил известный театральный мастер Игорь Коняев. Саратовские зрители, которые помнят его спектакли «Женщины всегда смеются и танцуют» по пьесе Ольги Мухиной, «Завтрак у предводителя» Ивана Сергеевича Тургенева и «Женитьбу Фигаро» Ж.Бомарше, ждут новой работы Коняева как большое творческое событие. Автору этих строк не довелось увидеть постановку по пьесе «Таня-Таня», но не забыть безукоризненного, мудрого, неуемно, и в то же время элегантно энергичного цирюльника в исполнении Антона Кузнецова, его монолог. Навсегда в памяти и одноактная тургеневская буффонада, в которой на фоне карты СССР Народные артисты России Валентина Федотова (вдова подпоручика Анна Каурова) и Сергей Сосновский (предводитель дворянства Николай Балагалаев), казалось, не просто дали друг другу бой, причиной которого стал дележ именьица "всей земли 712 десятин, неудобной 81, под усадьбой с выгоном 9; чересполосица есть, но немного". Нет, это был еще и настоящий баттл выдающихся актеров, уникальное вещество существования на сцене которых рождало то самое счастье, за которым идем в театр, и определенное словами: «над вымыслом слезами обольюсь». Игорь Коняев не то чтобы маскирует, он бежит всякой назидательности. Вместе с тем ты выходишь из зала, получив прямо в сердце какой-то прозрачный импульс, и на жизнь, окружающий мир, людей хочешь смотреть именно через эту кристальную световую призму.

Сетевое издание «Известия. Саратов и регионы» благодарит администрацию Академдрамы за предоставленную возможность стать участником беседы с Игорем Григорьевичем. Подробностями встречи с театральным мастером делимся со своими читателями.

- С моего прошлого приезда в Саратов минуло двадцать лет, - рассказывает режиссер. – Буду говорить откровенно: после смерти Антона Кузнецова никак не хотелось сюда возвращаться. Понимал, что для меня Саратовский театр драмы в первую очередь – место хороших воспоминаний. Тогда жизнь только начиналась и казалось, впереди ждет блестящее будущее. В театре была не только потрясающая творческая атмосфера, но и дисциплина. Я попал в блестящую труппу, и когда начинал работу над постановкой, понимал, на кого и зачем это делаю. Так, «Завтрака у предводителя» не было бы без Сергея Сосновского и Валентины Федотовой. Изначально знал: они мне сыграют. Хотя было очень сложно: репетировали трудно. Но с каким азартом! Я замучил Сергея: заставлял существовать его в бешеных ритмах. И он все поставленные перед ним задачи выполнял. В ту пору Академдрама представляла собой остатки театра, заложенного Александром Дзекуном – Театра с Мечтой об Идеальном. Когда приходил на репетицию, артисты уже сидели с тетрадками, готовые к работе. Это оставило колоссальные впечатления! Потом жизнь закрутилась, было много работы. Умер Кузнецов, и своим планам относительно Саратова сказал: нет. Через какое-то время случайно встретились с саратовскими коллегами на гастролях в Севастополе, посмотрели друг на друга тоскливо. Несколько позже художественный руководитель театра Григорий Анисимович Аредаков написал мне в фейсбуке такие душевные слова, так по-человечески, что подумалось: нехорошо, надо ехать. Понимал, что из-за загруженности не могу взять основой для спектакля большую вещь. Поэтому придумал поставить «Человек из Подольска», который можно сделать лихо, в темпе, весело. Конечно, испытываю грустно-сентиментальные ощущения, все время оглядываясь на двадцать лет назад. И чисто по-человечески с этим ничего не сделать. В спектакле заняты хорошие, талантливые, молодые мальчишки, они хотят работать, лишены даже намека на каботизм, фанаберию. Но все равно это уже другая история. Это касается не качества творчества, а направления пути, репертуара.

Игорь Григорьевич признается, что своего рода тестом перед работой с актерами труппы театра Слонова стал просмотр спектаклей текущей афиши. Свои добрые зрительские впечатления, которые маэстро получил от постановок «Бешеные деньги», Элину премьеру, «ДоХХХод», «Сошедший с поезда», «Свидетель обвинения» (элегантного, стильного, кинематографически выпуклого режиссерского дебюта Заслуженной артистки России Эльвиры Данилиной), Коняев определил как «длительный период знакомства». «Мне было важно понять, есть ли артисты, с которыми я могу сотворить эту историю», - рассказывает Игорь Григорьевич.

Режиссер называет свой приезд в наш город обусловленным данью уважения к театру и памяти к Антону Кузнецову. В анонсе к спектаклю обозначено посвящение Коняева другу. Корреспонденту «Известий. Саратов и регионы» было интересно понять, чем руководствовался постановщик при выборе пьесы: компромиссом или желанием представить именно пьесу Данилова?

- В работе над произведением ни на кого не оглядываюсь, - отвечает Игорь Григорьевич. – Могу посмотреть, заглянуть куда-то из любопытства, как коллеги интерпретируют интересный мне материал. В свое время страшно понравилась пьеса «Изображая жертву» братьев Пресняковых. Ее поставил Кирилл Серебренников, и так получилось, что я попал на сдачу. Спектакль не понравился, я был поражен: такая пьеса блестящая, дает столько возможностей, а поставлена так сухо, жестко, без какого-то полета. Очень хороший артист Юрий Чурсин, но в этом спектакле это было зажатое бревно, неповоротливый стесняющийся парень. Я приехал и сказал: знаю, как буду данную историю делать. У меня и герой был странный-странный, по жизни «отшибленный». Когда приехали в Пловдив, он как-то забрался на гору в центре города, назад – никак. Два часа остается до спектакля, а мне говорят: ваш артист слезать боится.... Вызывали пожарную команду. Но как он после этого сыграл! Видимо, ему это «восхождение» нужно было для освобождения своей внутренней свободы... Суть в том, что мне должно быть интересно, что это за текст. Все равно, ставили его или нет. Если в моем воображении хоть немного толкнется, и пойму, что есть во фразах есть позитивная идея, обязательно захочу это сделать. Ведь проблема в том, что сегодня ведь в основном пишут скучные пьесы, потому что выписывают сюжеты. Да, наверно, лихой сюжет это то, что держит зрителя. Но кроме фабулы в пьесе должно быть еще что-то. В этом смысле Пресняковы очень интересны (другое дело, что они изолировались и запретили ставить их произведения, нужно выпрашивать разрешение)...
Что касается «Человека из Подольска», эта пьеса идет во многих театрах России, и почему-то ставят ее в основном жестко. Режиссеры видят в это материале высказывание про агрессивность наших полицейских. Но ведь это всего лишь небольшое смысловое зернышко произведения. А ведь там так много других тем! Наш «Человек из Подольска» будет неожиданным, это гарантирую. Сам не ожидал результата, к которому мы пришли.


Актер Хью Лори как-то сказал: « Думаю, это часть актерской ответственности – любить персонажа, которого ты играешь». Часть режиссерской ответственности Игоря Коняева, причем часть важнейшая, заключается в любви к артистам, с которыми он работает.
Ничего вне артиста я не делаю, - подытоживает наш разговор Игорь Григорьевич. – Не представляю, как можно сделать спектакль не для артиста. Ведь в любом театре все транслируется через актера. И чем больше ты его любишь и знаешь, тем лучше. Если артисты не будят во мне воображение, я ничего не могу нафантазировать и воплотить на сцене. Артисты, занятые в спектакле «Человек из Подольска», воображение еще как будят.

Премьеру по пьесе Дмитрия Данилова вы сможете увидеть на Большой сцене Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова. Роли в «полицейском кабаре», предлагающем поразмышлять, в каждом ли из нас живет «человек из Подольска», исполняют: Заслуженная артистка России Эльвира Данилина, актеры Валерий Малинин, Андрей Седов, Александр Каспаров, Александр Фильянов, Дмитрий Кривоносов, Илья Ульяничев, Александр Островной. Не пропустите!

Автор Елена Маркелова

Фото автора
 
По теме
17 марта Саратовский областной театр оперетты представил премьеру героической оперетты Александра Колкера «Товарищи артисты.
Дорогие друзья! Создатели спектакля «Дни Победы» по пьесе саратовского драматурга Ксении Степанычевой, премьера которого состоится в мае, от всего сердца благодарят всех тех,
Сегодня в Саратовском Театре юного зрителя имени Киселёва премьера. Новый спектакль рассказывает о героях повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», которая посвящена событиям Великой Отечественной войны.
Вольский драмтеатр будет представлять Саратовскую область  на международном фестивале "Завтра была война"     В Ростове-на-Дону с 12 по 19 апреля пройдет международный фестиваль «Завтра была война»,
Коррупция при строительстве дорог в Саратовской области: возбуждено новое уголовное дело - Газета Репортер Следователями СК возбуждено уголовное дело коррупционной направленности в отношении бывшего сотрудника казенного предприятия Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог»,
Газета Репортер
Следователями СК по факту смерти рабочего возбуждено уголовное дело - Следственное управление Марксовским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области по факту смерти работника организации возбуждено уголовное дело по признакам преступления,
Следственное управление
Глава региона провел заседание Координационного совета по противодействию распространению коронавирусной инфекции - Правительство Саратовской области       Губернатор Валерий Радаев провел заседание Координационного совета по противодействию распространению коронавирусной инфекции.
Правительство Саратовской области
Саратовские росгвардейцы поздравили с днем рождения легендарную фронтовую регулировщицу   Марию Филипповну Лиманскую - Росгвардия «Королеве Бранденбургских ворот» исполнилось 97 лет. Передать подарки и поздравления имениннице, которая живёт в селе Звонаревка Марксовского района Саратовской области, приехали сотрудники Росгвардии,
Росгвардия
6543 - Пугачевское время В сентябре 2020 года на базе спортивного центра «Титан» был организован новый танцевальный коллектив под названием «Ти-танец», руководитель-балетмейстер К. В. Глазунова.
Пугачевское время