Распространялось роскошное издание по подписке и в киосках печати, где за один номер просили сначала 70 коп., а концу выхода журнала цена выросла до 1 руб. 50 коп. Крымов никогда не рассылал журнал бесплатно и особенно гордился тем, что платную подписку на "Столицу и усадьбу" оформила даже императрица Александра Федоровна.
И при этом "Столица и усадьба" оставался в тени таких известных журналов, как "Мир искусства", "Аполлон" и "Золотое руно". "Это несправедливо", - подумали кураторы выставочного проекта Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма, и Ольга Юркина, специалист выставочного отдела музея. И решили представить на суд публике уникальную экспозицию, в которую вошли произведения, опубликованные или описанные на страницах журнала. "Мы рассматривали журнал, как исторический источник, которому, к сожалению, уделяется не так много внимания, как он бы заслуживал", - отметила во время презентации Юлия Петрова.
Хотите узнать, чем жили наши соотечественники больше века назад? Необязательно открывать учебник по истории, достаточно почитать "Столицу и усадьбу". В том числе поэтому стены выставочных залов, помимо живописных полотен, украшены цитатами из номеров журнала. Так, по задумке кураторов, зрителю еще больше должно передаться общее настроение экспозиции.
Всего на выставке представлено около 100 произведений из 44 государственных и 12 частных собраний. Проект объединил рекордное для музея количество художественных коллекций от Калининграда до Томска. Участниками выставки стали Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи и другие.
Разделы выставки отсылают к постоянным рубрикам журнала: "Усадьба в настоящем", "В зрительной зале", "О том и о сем", "Художественные выставки". Хотя "Столица и усадьба" был вне политики, тема Первой мировой войны в нем все же поднималась в рубрике "Петроград во время войны". Благодаря такому устройству выставочного пространства, у зрителей складывается ощущение, будто они не просто листают журнал, а оказываются внутри него. И вся эта "красивая жизнь" теперь и для них тоже. Так что можно с легкой ностальгией вспомнить размеренный уклад усадебной жизни, запечатленный на полотнах Станислава Жуковского, Константина Вроблевского и Сергея Виноградова. Или, наоборот, встретиться с лоском столичных будней в работах Валентина Серова, Николая Фешина и Сергея Малютина. А может быть оценить театральные сюжеты начала ХХ века в эскизах декораций и костюмов от ведущих художников эпохи - Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Льва Бакста.
По давно сложившейся очень хорошей традиции, Музей русского импрессионизма предоставляет возможность познакомиться с выставкой людям с нарушениями зрения. Они могут это сделать на экскурсиях с тифлокомментариями и с помощью четырех тактильных станций в залах музея, которые представляют собой объемные макеты картин и сопровождающие их ароматы по мотивам живописных произведений от ольфакторной художницы Анны Кабировой.
Поскольку каждый номер журнала "Столица и усадьба" становился предметом бурных обсуждений в столичных салонах, организаторы, в рамках выставки, создали своеобразную иммерсивную гостиную, где посетители смогут послушать аудиогид, изучить электронные версии архивных номеров журнала и альбомы об архитектуре и дизайне.
"Красивая жизнь" - понятие вне времени. Существует она и сегодня. Современное представление о dolce vita можно получить на 3-м этаже музея, где организован спецпроект, который приглашает зрителей поразмышлять, как же представляют "красивую жизнь" современные художники. Здесь любителям классического искусства останется только развести руками. Вот такая она ироничная "улыбка гламура" XXI века.
Проект "Журнал красивой жизни" сопровождает большая просветительская программа, включающая события для взрослых, детей и подростков. Можно записаться на интерактивные экскурсии, всевозможные мастер-классы, пройти интенсив по журналистике и даже попробовать себя в лаборатории музейного проектирования. Также подготовлена целая линейка сувенирной продукции с цитатами из журнала "Столица и усадьба". Так что поход в современный музей - теперь больше, чем просто осмотр выставки. Это целый комплекс мероприятий.
На открытии выставки директор музея Юлия Петрова подчеркнула: "Эту выставку мы готовили с невероятной радостью. И во всех отделах выставки эта радость сквозит." Несмотря на фантастическую для музея скорость - на создание вставки ушло всего чуть более полугода, экспозиция "Журнал красивой жизни" получилась очень зрелищной, продуманной и профессионально исполненной. Это, без преувеличения, идеальный летний выставочный проект.
Продлится выставка в Музее русского импрессионизма до 6 октября 2024 года . Посетить ее может каждый желающий по адресу Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11.
Екатерина Зайцева
Фото: Екатерина Якушева
Источник и фото https://rodina-history.ru/2024/06/20/v-muzee-russkogo-impressionizma-otkrylas-vystavka-posviashchennaia-pervomu-otechestvennomu-gliancu.html