Старый ТЮЗ готовится представить зрителям новую сказку «Ах, Андерсен!»

Фото: saratov.mk.ru

За сравнительно небольшой срок творческий коллектив сумел создать пять новых спектаклей: «Алиса в Стране чудес», «Винни-Пух», «Маленький принц», «Сказка о потерянном времени», а также «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

фото Юрий Кабанов

Поставил эту волшебную историю по мотивам произведений Астрид Линдгрен саратовский актёр, режиссёр, педагог, поэт Юрий Кудинов. В результате мы получили уникальное художественное явление: в одном сценическом пространстве на равных выступают заслуженные артисты и дети.

Спектакль включён в постоянный репертуар театра, а Юрий Николаевич уже начал работу над новой постановкой. В апреле Старый ТЮЗ приглашает и детей, и взрослых на сказку «Ах, Андерсен!». В преддверии премьеры Юрий Кудинов рассказал, как проходят первые репетиции.

— В «Карлсоне» на сцену одновременно выходят легендарные артисты Елена Блохина и Дмитрий ЧЕРНЫХ, молодые выпускники театрального факультета и школьники. Сложно было наладить взаимодействие таких разных творческих личностей?

— Задача была интересная: соединить студийцев, которые несколько месяцев назад пришли с улицы, с признанными профессионалами и молодыми актёрами. Здесь главным было создание ансамбля, а это невозможно сделать механическим путём, то есть призывами и лозунгами. Это либо есть, либо нет. Театр — живой организм, и соединить всех воедино всегда непросто.

— Может ли подросток практически без подготовки участвовать в спектакле?

— Не надо из детей быстро делать артистов, нужно принять их такими, какие они есть. Наши студийцы очень сильные, и, хотя специфика работы была сложной, я считаю это плюсом. Ведь есть такие спектакли… крепко сколоченные, очень профессиональные, но они абсолютно ничем не пахнут. Ты сидишь, как математик, как шахматист, ты видишь всю партию, как она разыгрывается, ты знаешь следующий ход, знаешь, кто выиграет. Но это не дает тебе никакого ощущения. У нас было иначе. Иногда нужно в ущерб результату ждать, когда актёр созреет. Нужно быть мудрецом, чтобы выдержать при этом вал критики и критиканства.

— Но зритель всё равно отличит профессионала на сцене от новичка.

— По-моему, сейчас эти профессии — актёрская, режиссёрская — настолько нивелируются, что включаешь телевизор, и под любой более-менее симпатичной девушкой написано: «Певица, артистка». Она «актриса», а что она сыграла? Разделась в кадре где-нибудь, в клипе снялась, вот и всё. А если серьёзно отвечать на этот вопрос, то непрофессионалов, конечно, видно.

— Тем не менее публика приняла «Малыша и Карлсона».

— Дети на сцене — всегда отражение их педагогов. Смотришь на YouTube спектакли, в которых участвуют дети, — это просто катастрофа. Театральные студии, где дети с педагогами действительно занимаются творчеством, мастерством, а не отчётной деятельностью, это такая редкость! Нужно, чтобы дети были свободны. Это как сделать бутылочку йогурта с настоящей малиной, которая обходится в тысячу рублей. Ведь гораздо проще налить йогурт с точно таким же вкусом, но с добавкой, и она будет

стоить 100 рублей. Редко кто идёт по первому пути. Он долгий, трудный, требует полной отдачи, и не просто на одном-другом занятии, а каждодневно и всегда. Это когда ты передаёшь свой творческий импульс ребёнку, который начинает что-то создавать сам. Принципиальная разница: ты ему не показываешь сценический рисунок и не говоришь: «Повтори!», а ждёшь, когда у ребёнка начнёт что-то рождаться и получаться. Но это будет присуще именно ему, и только. Вот это — творчество!

А чаще принято так: вышел педагог, всё показал, ребёнка загнал в лузу, ребёнок это повторил, всё чётко. Такому педагогу кажется, что всё хорошо. Смотришь, а цветок-то не раскрылся! Он так и стоит в бутоне. Поэтому, когда на сцену выходят дети, ты всегда видишь взрослых, а не детей. 

— Каков принцип отбора в студию?

— Очень простой принцип: берём всех талантливых.

— Человек со стороны может определить, талантливый ребенок или просто кривляется?

— Для это нужно жизнь прожить в театре и иметь опыт, а я работал в очень разных театрах, от АТХ до Саратовского театра драмы. Кроме того, преподавал в пятой гимназии города Саратова. Семнадцать лет назад меня пригласила туда легендарный журналист и театральный критик Наталья Иннокентьевна СВИЩЕВА. Там началось моё становление как режиссёра, я защитился и стал педагогом высшей категории. Хотя по образованию я актёр театра и кино.

— В апреле прошлого года в Старом ТЮЗе прошёл отбор потенциальных студентов для школы-студии МХТ имени Чехова и Московской театральной школы Олега Табакова. Вы были в жюри.

— Так случилось, что мы вдвоём с известным театральным деятелем Юрием КРАВЦОМ были в отборочной комиссии и пришли к общему выводу, что талантливого, способного человека всегда видно. Но начальный этап — ещё не всё. Потом тот, который подавал колоссальные надежды, может оказаться ленивым, неусидчивым. А человек, про которого говоришь: «Ладно, пусть будет, может, что-нибудь получится», оказывается трудягой и обставляет соперников «на ура». Одни берут упорством, а другие расплескивают всё, что в них было заложено.

— Вы готовили постановку «Карлсона» параллельно с обучением студийцев?

— Это довольно авральная история. К примеру, в спектакле у меня нет хореографа, мы вместе со студийцами придумывали и танец с шариком, и этюд с привидением в последней сцене. Это был свободный полёт. Что на самом деле и есть творчество. Принцип моей работы прост. Я сначала рассказываю, какой рисунок должен быть, как я его вижу, и запускаю их в эту историю. И потом отталкиваюсь от того, что они сами создали. Сцены с участием семьи Свантесон рождались именно так. Я просто чистил, уточнял, добавлял какие-то «вкусности», что в профессии режиссёра самое приятное. 

— Как шла работа над сценарием?

— Сценарий «Малыша и Карлсона» я написал буквально за неделю. Люблю, когда мне ставят невыполнимые задачи. Я когда-то работал креативным директором на радио и придумывал огромное количество рекламных роликов и программ. Тебе приносят информацию в две строки, а из этого нужно сделать мини-спектакль.

С «Карлсоном» была такая же история. Надо заметить, что он никогда не был моим любимым героем детских сказок. А вот дочка до сих пор, когда устаёт от своей диссертации, достаёт повести Астрид ЛИНДГРЕН. Поэтому, когда она узнала, что мне поступило предложение поставить такой спектакль, для неё это было просто счастье. И у меня появилось подспорье — я понял, что есть человек, который поможет мне с инсценировкой. Я уехал на дачу, закрылся там на неделю, а потом вернулся с готовым сценарием.

— Теперь на очереди другая постановка по классике — «Ах, Андерсен!».

— С АНДЕРСЕНОМ всё сложнее. Я копил материал, погружался в эту историю, прочитал подряд двухтомник датского сказочника и вдруг понял: это же ХАРМС! Солдата сейчас казнить будут, а он вызывает собак, собаки всех съели или «разбили вдребезги», и солдат женится на принцессе. А она довольна, что папу с мамой скушали псы, и соглашается. Полный абсурд! Если с текстами Астрид Линдгрен можно играть, что-то убирать, а где-то добавлять, то с Андерсеном так не получилось. Нужно было полностью написать спектакль.

Но самое сложное в том, что сказки Андерсена так широко известны. Что мы знали про Карлсона? Мультик да пару спектаклей. Один со Спартаком МИШУЛИНЫМ в роли Карлсона, в другом Малыша играла Алиса ФРЕЙНДЛИХ. И больше ничего нет! Это давало какую-то свободу. А по мотивам Андерсена ставится много симпатичного. Появилась идея, смотришь — а это уже до меня сделали.

Но личность Андерсена и его творчество дают настоящее вдохновение. Как и в предыдущем, в новом спектакле сыграют и взрослые, и дети. Сказка будет густо населена, и на самом деле зрителей ждёт старая-старая история любви!

 
По теме
Репертуар Балашовского драмтеатра на март 2018 - Balashover.Ru Главная премьера месяца - спектакль "Вожак", эмоционально насыщенная пьеса румынского драматурга Захария Станку в постановке Заслуженного артиста России Владимира Попова,
20.02.2018
 
"Теремок" представил на "Золотой Арлекин" спектакли "Два путешествия Лемюэля Гулливера" и "Волк и семеро козлят" - Известия Саратов В феврале и марте в саратовских театрах проходят смотры спектаклей – номинантов IX областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин», учреждённого региональным министерством культуры.
19.02.2018
Спектакль «Милый Сашенька» по роману И.А. Гончарова «Обыкновенная история» возвращается в репертуар Саратовского ТЮЗа Киселёва - RiaSar.Ru 23 февраля 2018 года     По многочисленным просьбам и обращениям наших зрителей руководство Саратовского академического театра юного зрителя им.
19.02.2018
 
Весной Саратовский ТЮЗ и театр кукол  Теремок  представят премьеры спектаклей - RiaSar.Ru Труппа Саратовского  ТЮЗа имени Ю.П.Киселёва продолжает работу над спектаклем по пьесе Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня»    Режиссёр-постановщик спектакля — Илья Ротенберг из Екатеринбурга.
02.02.2018
В Аркадаке подростков осудили за кражу дорогостоящего игрового ноутбука - Четвертая Власть В Аркадаке Саратовской области вынесен приговор троим подросткам, которые совершили серию краж В Аркадаке Саратовской области вынесен приговор троим подросткам, которые совершили серию краж.
10.12.2018 Четвертая Власть
Саратовский уголовный розыск нашел близких погибшего в годы ВОВ красноармейца - Четвертая Власть В скором времени им будет передан солдатский медальон главы семьи, который наверняка обретет статус семейной реликвии В Саратовской области нашли близких красноармейца Алексея Огурцова,
10.12.2018 Четвертая Власть
Для сведения предпринимателей, юридических лиц и их работников! Прокуратура Саратовской области сообщает, что в последнее время стало поступать все больше обращений в органы контроля, правоохранительные органы,
06.12.2018 Вольская жизнь
Спецкор «КП» Ульяна Скойбеда разбиралась с запутанной историей 18+, в которой все персонажи реальны, но ни один сотрудник не пострадал [видео, фото] Ульяна СКОЙБЕДА - Галиев произвел семяизвержение,
07.12.2018 Комсомольская правда
В настоящий момент полиция ведет переговоры с вооруженным старшеклассником [обновляется] Екатерина БЕЛОКОНОВА В четверг, 6 декабря, ученик одной из школ столичного района Жулебино пришел на занятия с ножом.
06.12.2018 Комсомольская правда
Пугачевцы почтили память земляка-Героя - Единая Россия О подвиге Виктора Ивановича Тюрикова собравшимся рассказала секретарь первичного отделения партии «Единая Россия» Татьяна Трапезникова В аллее Героев города Пугачева у бюста Виктору Ивановичу Тюрикову состоялось памят
10.12.2018 Единая Россия
В воскресенье, 9 декабря, на канале «Россия 1» в эфир вышел пятый выпуск юбилейного пятого сезона Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица».
10.12.2018 Министерство культуры
9 декабря 2018 года исполнилось 30 лет творческой деятельности солиста оперной труппы Саратовского академического театра оперы и балета, ведущего мастера сцены народного артиста России Виктора Григорьева.
10.12.2018 Известия Саратов
Помните, когда «Концессия водоснабжения–Саратов» от нас отказалась, мы подумали: «Врачи скорой помощи собрали медикаменты, оборудование и уехали, поручив больного санитару ближайшей ветеринарной клиники».
10.12.2018 Саратовский репортёр
В выходные отремонтировали 63 участка труб 8 и 9 декабря сотрудники ООО "Концессии водоснабжения – Саратов" устранили 63 повреждения на сетях водоснабжения и 56 повреждений на канализационных линиях.
10.12.2018 Sarinform.Ru