«Все пережили с Божьей помощью»

Село Александров Гай
Молодежь у входа в здание Дома культуры (бывшая церковь)
Здание временного храма. Сейчас здесь расположена воскресная школа
Установка основания под купола
Купол храма перед установкой. Настоятель разрешил детям потрогать купол руками
Установка куполов на храм
Нынешний вид Казанского храма
Фото: eparhia-saratov.ru
Участница нашего конкурса «Святые люди и места земли Саратовской» Вера Зайцева встретилась со старожилом села Александров Гай, ветераном Великой Отечественной войны Раисой Григорьевной Игнатьевой. Раиса Григорьева — приветливая, активная женщина, обладающая отличной памятью, несмотря на свои 94 года. Она прожила замечательную жизнь, воспитала детей, сейчас растут внуки и правнуки. Судьба не всегда была благосклонна к этой женщине — не обошли ее потери родных и близких, трудности и лишения, но, как говорит она сама, «все пережили с Божьей помощью». Раиса Григорьевна рассказала, как проходило слияние судеб храмов села и людских судеб.

Я росла в многодетной семье, где нас детей было 6 человек — два сына и четыре дочери. Жили мы на хуторе Бай-Гужа, жили бедно, нанимались на работу «за харчи» к тем, кто жил побогаче. Затем семья переехала в Алгай. Единственной радостью для нас, ребятишек, был приезд к нам нашей тети Варвары — сестры мамы. Она была просватана за богатого торговца Гаврилу Андреевича на хутор Факеев или, как его еще называли, Маштаксай (это в Казахстане, 200 с лишним километров от Алгая). Тетя Варвара была красивой женщиной, муж ее любил, был у них и хороший большой дом, и магазин большой, но одна беда: не было детей. Они очень страдали, и тетя Варя приезжала в Алгай в церковь вымаливать для себя дитя. Раньше многие так делали, и дети рождались крепкие и здоровые. Молитва творила такое чудо!

Муж тети Вари приезжал в Алгай на станцию договариваться насчет товаров в очень красивой коляске-двуколке, запряженной двумя белыми лошадьми с расчесанными гривами. И обязательно в дугах бубенцы. Добрый, ласковый, заботливый и внимательный — он очень любил свою Варварушку и нас, детишек. Так как мы жили на краю Алгая, то звон бубенцов его коляски был слышен издалека. Бывало, соседские дети прибегут к нам и кричат: «Ваш дядюшка на бубенцах едет к вам!». Мы вскакиваем и наперегонки бежим во двор его встречать. Дядя въедет во двор, легко соскочит с тарантаса, поздоровается и скажет: «Душанюшка (нашу маму звали Дуня), ну где твои помощники, пошли в кухню, я им подарки буду раздавать».

Какие же мы были счастливые в те далекие годы 20 века! Дарил он нам шары, которые, если из них выпускать воздух, пели «ути-ути», и, конечно, тонкие конфеты с махровыми узорами на фантиках. Всем доставалось по 1 конфете, и мы благодарили Бога за такие подарки.

Дядя Гаврил и тетя Варвара стали просить маму отдать меня им на воспитание. Но родители согласия на это не дали.

В 1928 году Гаврилу Андреевича раскулачили. Тетя Варя, пока все забирали из сараев и магазина, молилась и просила Бога помочь. Гаврилу Андреевича посадили в тюрьму на 8 лет. Тетя Варвара уехала в Алгай верхом на лошади, успев забрать сундучок со своими золотыми украшениями, посудой, хорошей одеждой и легкие вещи. У них был приказчик, звали его Шаяп-ака. Он тоже был осужден с конфискацией имущества и получил 6 лет тюрьмы.

Мои родители приютили тетю Варю. Она очень любила меня и постоянно водила меня в храм Божий молиться. Храм располагался в центре Александрова Гая, примерно там, где сейчас стоит центральная котельная. Вход был с западной стороны. Если ориентироваться сейчас, то вход был со стороны Детской школы искусств. Рядом была небольшая часовенка.

Тетя Варя научила меня всем главным молитвам: «Отче наш», «Богородица», «Живый в помощи» и другим, научила соблюдать постные дни.

Бывало, разбудит тетя меня рано утром, когда все в доме еще спят, умоет, тепло оденет, и мы идем с ней в храм молиться. А колокола бьют!!! Призывают помолиться за свои грехи, попросить у Бога здоровья и прощения.

Придем на моленье, а народу — не пройти. Но местный батюшка особо уважал тетю Варю, увидит нас с ней и провожает до клироса. Там мы останавливались молиться. Утренняя молитва шла 2 часа и называлась она «заутренняя». Помню, как закончится моление, батюшка подойдет к моей тете, окрестит ее своим крестом, а потом меня погладит по головке и отблагодарит. И я такая счастливая и довольная, что хожу в храм. Помню, что многие родители приводили в храм детей. Тетя Варя меня окрестила в храме и надела мне крестик.

В 1931 году вдруг вернулся из тюрьмы дядя Гаврил — весь больной, простуженный на тяжелой тюремной работе. Он отсидел только 3 года и от изнурительной работы смертельно заболел. Его отпустили домой умирать, что вскорости и произошло.

Тетя Варвара осталась вдовой. Она стала жить по соседству с домом моих родителей, я постоянно находилась при ней. Она держала дойную корову, сама косила сено, управлялась с хозяйством. И все дела она делала с молитвой. Мы, детишки, ей старались во всем помогать.

Но совсем неожиданно в начале марта 1932 года из тюрьмы возвратился их приказчик Шаяп-ака. Так как была распутица, и дорогу в Казахстан размыло, он попросился пожить некоторое время у тети Вари, пока высохнет степь и пойдут в Казахстан подводы с грузом, чтобы с ними уехать в Маштаксай.

Шаяп-ака за годы тюрьмы стал угрюмым, мрачным. Он спал на большом сундуке, помогал управляться с коровой, но все время молчал. Тетушка говорила моему папе, что, наверное, Шаяп-ака что-то задумал недоброе. Она молилась, чтобы ничего не случилось, чтобы Бог миловал и отвел беду.

Шло время, весна была в разгаре, снег уже сошел с полей, дороги подсыхали, и тетя Варя спросила Шаяп-ака: «Почему ты не собираешься ехать домой? Уже небольшие подводы пошли в Казахстан – уезжай». Он ответил, что уедет денечка через два.

Вечером тетя помолилась, ничего не предвещало беды. Ночью вдруг она меня будит, быстро одевает. Шепчет: «Шаяп-ака ушел во двор, и что-то долго его нет, не задумал ли чего худого…». Схватила меня на руки и бегом к моим родителям. Всю оставшуюся ночь не спали, тетя и мама молились. Когда рассвело, взрослые обнаружили, что Шаяп-ака запряг в телегу корову, взломал сундук, забрав оттуда все ценное, забрал перину и подушки, чтобы в степи не замерзнуть, да успел убежать. А на кровати, где мы спали, лежал топор. Он хотел нас с тетей зарубить, да мы вовремя скрылись. Вот так нас спасла молитва.

В 1932 году я пошла в 1 класс. Школа была рядом с храмом. Я всегда с радостью, но и робостью глядела на купола. Хорошо помню, как молодые девушки в красных косынках ходили по дворам агитировать, чтобы вступали в октябрята, а веру в Бога забыли. Девушки объясняли, что религия дурманит людей, что это выгодно богатым, потому многие стали вступать в октябрята, а потом в пионеры, сняв с себя крестик. Люди также вступали в колхозы, им засчитывали трудодни, а в конце года отоваривали продуктами — зерном, овощами, сеном.

Церковь стала пустеть, и осенью 1935 года ее закрыли. В храме был организован клуб. Тетя Варя уехала жить в Уральск и все тосковала, что алгайскую церковь закрыли, ведь это место святое, намоленное.

Некоторые жители села в своих домах сняли из красных углов иконы и повесили портрет Ленина. Но моя мама все до единой иконы оставила, не сняла. Жители села молились по домам, и молельный дом был — по улице Краснопартизанской, напротив нынешнего Горгаза. Невысокий саманный домик, там всегда горели лампады, тишина, порядок, чистота. Многие алгайцы молитву не оставляли, молились о здравии, чтобы не было войны. Мы тоже туда ходили, вставали на колени на глиняный пол и молились перед образами. Молельный дом был там примерно до конца 60-х годов.

Но вернемся в 1935 год. Помню такой случай: как раз закончился урок, и вот на перемене мы увидели, что наш учитель по рисованию Николай Алексеевич Тимонин идет к церкви, а через плечо на всю грудь у него — красное полотно с надписью «Долой бога!». Рядом — комсомолка Тоня Филимонова. У нас был угловой класс, и мы все после перемены вместе с учительницей Валентиной Ивановной Калатиной столпились у окон, что выходили на церковь. Николая Алексеевича обвязали веревкой, и он в этой красной повязке стал взбираться к куполам храма. Тогда мы вместе с Валентиной Ивановной вышли на улицу и, окружив свою учительницу, в страхе смотрели, что же будет…

Очень тяжело карабкался наш учитель рисования, все никак не мог набросить на церковные купола с крестами петлю веревок, которые были привязаны внизу к двум тракторам. Потом ему все-таки это удалось. Раздалась команда тянуть, загудели трактора, веревки натянулись, и что-то так страшно треснуло.

А нам было так страшно, все окружили свою учительницу и едва сдерживали слезы. Я про себя читала молитву, которой меня научила тетушка. Оба купола грохнулись на землю. От их падения даже земля задрожала у нас под ногами, и мы плача прижались плотно-плотно один к другому и к Валентине Ивановне. Она произнесла: «Видите, ребята, что делают безбожники, даже земля под ногами у нас задрожала».

Потом мы вернулись в класс, но неожиданно нашу учительницу с урока куда-то вызвали. На следующий день мы узнали, что ее забрали в милицию и посадили в тюрьму. Видимо, кто-то слышал ее слова про безбожников. Школа находилась через 3 дома от милиции, а так как нам было очень жалко учительницу, мы решили к ней бегать на свидания, когда ее выводили гулять. Мы по ней очень скучали, смотрели в щелку забора. А она как была в коричневом свитере и черной юбочке, так и ходила — руки назад. Мы шепотом ей говорили: любим, скучаем, скорей выходите, ждем вас, а она только кивала головой и — ни слова. Потом про наши свиданья узнали, и милиционер нас припугнул, что всех нас тоже посадит в тюрьму. Бегать мы перестали. Вскоре мы узнали, что ее этапировали в Саратов и там осудили за измену Родине. Я слышала, что ее расстреляли.

Церковь долгое время пустовала, а потом там сделали Дом культуры. А те люди, которые снимали купола с церкви, в своей жизни пострадали. Тоня Филимонова вышла замуж, родила сына-инвалида. Этот мальчик родился с большой головой, не умел говорить, а только целыми днями свистел. Николая Алексеевича Тимонина обвинили в краже, он был осужден, потом вернулся в Алгай, работал учителем. Его любили дети, он талантливо рисовал, делал скульптуры, а взрослые его называли горемыкой и говорили, что Бог наказал.

В 1942 году я ушла на фронт добровольцем и была на фронте до 1945 года. Семья наша была глубоко верующая, особенно родители. Дома держали все посты, справляли все религиозные праздники. Мы, дети, хотя и были комсомольцами, но все носили крестики, которые нам дала мама. Когда я уезжала на войну, мама прикрепила на нижнее белье крестик. Многие девчата на фронте носили постоянно приколотые на бретельках крестики, чтобы командиры не увидели.

Сколько пришлось пережить трудностей в войну нам, бойцам ВНОС, жили по 6 человек в сырых землянках и всегда молили Бога и просили, чтобы прилетевший «Хенкель» или «Юнкерс» не навредил нашим позициям. И как мы прыгали от счастья, что их сбивали наши истребители. Вера нас спасала.

В годы Великой Отечественной войны в Алгай была переведена Качинская летная школа, множество эвакуированных — украинцы, поляки, латыши. Они требовали кино, разных постановок, да и местной молодежи нужно было культурно развиваться. Поэтому клуб, расположенный в бывшей церкви, был очень востребован. Уже вернувшись с фронта, я тоже стала ходить в клуб-церковь, но меня всегда брала оторопь, я вспоминала, как здесь шла служба и пел церковный хор когда-то. Не отпускала мысль, что это — Божий храм, но жизнь есть жизнь….

Работал клуб в церкви до 1951 года. А потом случился пожар. Люди тушили пламя, но деревянный храм полыхал как свеча. Воду из шланга льют, а пламя не тухнет, словно керосином его поливают. За каких-то три часа все здание сгорело. Сгорели костюмы драмкружка, духовой оркестр и весь клубный инвентарь. Вот такая была Божья кара всем нам, алгайским селянам.

Но храм в селе все-таки появился: с конца 80-х годов он был обустроен в старинном кирпичном здании. Сейчас здесь расположена воскресная школа.

И, конечно, я очень обрадовалась, когда в нашем районе появилась идея построить новый храм — в честь Казанской иконы Божией Матери. Какой хороший проект был выбран, и место удачное. Строили всем миром 9 лет, и вот в 2016 году состоялось Великое освящение. Душа моя ликовала, когда зазвонили колокола. Я вспомнила всю свою жизнь, свою богомолицу тетю Варвару и все, что у меня в жизни связано с церковью. Все больше прихожу к убеждению, что «Без Бога — не до порога». Я верю, что только Господь Бог нас спасает, бережет, хранит от беды. Только надо жить, соблюдая Господни заповеди — жить в мире, любви, доброте.

 

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Духовные скрепы Отечества — история и современность». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68­рп и на основании конкурса, проведенного Фондом поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

[Подготовила Вера Зайцева ]
 
По теме
Сейчас время Великого поста — слова богослужений приобретают покаянный характер, сами службы становятся длиннее.
По благословению митрополита Саратовского и Вольского Игнатия, благочинный монастырей Саратовской епархии игумен Серафим(Баранов) в Вольском Владимирском монастыре совершил монашеский постриг инокини Анастасии с наречени
28 марта в богословском обществе «Феникс» при Георгиевском храме Саратова состоится беседа на тему «Пост в эпоху постмодерна».
26 марта в актовом зале Саратовской православной духовной семинарии прошло духовно-просветительское мероприятие «Христианская семья как школа любви» для сотрудников УФСИН России по Саратовской области — психологических с
Настоятель храма Архангела Михаила в селе Курдюм Татищевского района иерей Алексий Суханов обнаружил на обороте одной из хранившихся в храме икон  — старинном печатном хромолитографическом образе Господа Вседержителя (пр
Священник Роман Болотнов провел для сотрудников полиции беседу «Час веры» - Газета Аткарская газета Вчера, 28 марта иерей, благочинный Аткарского округа Роман Болотнов и начальник районного О МВД Алексей Соловьев организовали для сотрудников полиции мероприятие «Час веры».
Газета Аткарская газета
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый