Выйти из смуты

Фото: eparhia-saratov.ru
Книгу Феликса Разумовского о событиях, происходивших в России в начале ХХ века, читать нелегко и больно. Нелегко, потому что информации очень много; а больно потому, что это не просто информация, это хроника втягивания огромной страны и великого народа в мясорубку; страшная картина беспомощности даже лучших русских людей того времени, их бессилия остановить вращающийся вал и работающие ножи. И все-таки книгу Разумовского (конечно, не только ее!) читать надо. Надо, чтобы жить дальше — в России, в веке XXI, а там, глядишь, и в XXII.

Сегодня Россия (скажем точнее, немалая часть ее народа) растеряна. Она не может опознать себя, она лишена того, что в странах с более спокойной, закономерной и органичной историей чувствуется буквально на каждом вдохе, в любом пейзаже, в облике любого города; а именно — чувства национальной идентичности и исторической преемственности. Человек, не находящий себя в настоящем, плохо знающий свою многовековую историю и культуру (наивно полагающий, в частности, что Петр I «вытащил Россию из дикости и грязи») ищет опору в недавнем, неостывшем прошлом, в советской мифологии. Он празднует 7 ноября, несет цветы Ленину, решительно защищает Сталина, не хочет слышать о репрессиях («Если кого и расстреляли, то за дело!») и с просветленным лицом встречает столетие комсомола. Он говорит о патриотизме советских людей, не понимая, что патриотизм совсем необязательно связывать с идеологией, что самоотверженная любовь к Отечеству задолго до красных флагов никого в России не удивляла. Вопреки реальности, этот человек рассказывает молодым о «прекрасной жизни в Советском Союзе», хотя сам в те славные годы только и делал, что потихоньку ворчал. Феликс Разумовский считает, что советский миф «…так настойчиво внедрялся в сознание нескольких поколений, что приобрел невероятную живучесть и почти полностью исказил национальное историческое сознание». Но, полагаю, Феликс Вельевич согласился бы с тем, что причина живучести не в одних только усилиях агитпропа. Советская мифология жива и активна еще и по причине сегодняшних условий: социальной несправедливости, колоссального имущественного расслоения, нерешенных проблем здравоохранения и образования, неразвитой инфраструктуры городов, заброшенности сел. Люди хотят справедливого народного государства, и само по себе это желание совершенно нормально — никакому осуждению не подлежит. Весь вопрос в том, где мы ищем сейчас эту справедливость или дорогу к ней; какими ориентирами пользуемся; что мы бессознательно решили помнить, а что — начисто забыть. Знать историю — означает познавать себя, узнавать себя в ее процессе. Книга Разумовского приглашает к познанию.

Книга начинается с раздела о «преданной войне» — о Первой мировой, великой и забытой. Автор повествует о ее предпосылках, о ситуации в Европе, приводит немало документов, передвигает для нас флажки на военных картах, рассказывает и о героизме, о подлинном патриотизме тогдашних русских — и о подлости, о безответственности, о неумении и малодушии, то есть о том, что в нашем народе тоже никогда не выводилось. Разумовский не склонен идеализировать и воспевать что-либо или кого-либо — он показывает эпоху и каждого человека в ней во всей их трагической противоречивости.

Ленин призывал превратить войну империалистическую в войну гражданскую. Кем должен быть человек, чтобы желать своей стране гражданской войны? Да вот Лениным и должен: «Его, политического эмигранта, безвестного руководителя маргинальной партии, Гражданская война вынесла на вершину власти. И он сумел удержаться на этом кровавом гребне».

Разумовский подробно рассказывает об обстоятельствах легендарного возвращения Ленина в Россию, о роли германских властей, о целях, которые они преследовали. Мы вздрагиваем, читая телеграммы: «Есть намерение возвратить из Швейцарии в Россию <…> русских революционеров, которые действовали бы там в наших интересах…», «Приезд Ленина в Россию удался. Он работает совершенно так, как мы хотели…»

Но дело не в одном только Ленине, конечно, и не в «ленинской гвардии» (напомню, почти полностью уничтоженной в 30‑е годы Сталиным). Большевики бросили свои семена во вполне определенную почву — почву русской смуты.

По сути, книга Феликса Разумовского, как и весь корпус его телевизионных передач (напомню, что он почти три десятка лет ведет на телеканале «Культура» историческую программу «Кто мы?»), — исследование этого иррационального феномена. Само понятие смуты (Смутного времени) родилось в конце XVI — начале ХVII века. Смута — это когда то, что стояло твердо и было ясно как день — Бог на небесах, Его помазанник в Кремле, каждый из нас на своем месте — вдруг теряет свои очертания, рушится, и на место ясности приходит муть и непонятность. А то недоброе, что до поры скрывалось в человеческих сердцах, получает право вылезти из своих нор и всласть погулять на воле. «Разрушительная энергия смуты , — пишет Разумовский, — отменяет красоту и человечность русской жизни, ее высокое призвание, отменяет величие нашей культуры — собственно, все то богатство, которым живет и дорожит наш народ в годы созидания. Срываясь в смуту, русский человек все расточает, от всего отрекается. Это — род национальной болезни, форма кризиса, пробуждающего и развязывающего темные страсти и низменные инстинкты».

Однако же в России всегда находились люди, готовые смуте противостоять. Второй раздел книги посвящен Гражданской войне и событиям 20‑х годов. Названия глав — «Ледяной поход», «Чехи и самарский Комуч», «Донские казаки и атаманы», «Морская директива генерала Деникина», «Белый Крым», «Антоновщина, или Тамбовская вандея», «Белая эмиграция под контролем ГПУ» — дают представление о тематическом охвате. Последняя глава — «Год великого перелома» — посвящена трагедии раскулачивания, то есть, по сути, раскрестьянивания России; разрушению земной основы Русского мира:

«Масштабы раскулачивания и выселения в самом деле потрясают. Судя по рассекреченным сводкам ОГПУ, во время первой волны раскулачивания было выселено полмиллиона человек. Потом — миллион двести тысяч. А всего за предвоенные годы — четыре миллиона. Это почти миллион крестьянских семей. А еще были тысячи расстрелянных и десятки тысяч отправленных в лагеря.

Но как мало мы до сих пор знаем об этой трагедии. В основном по документам карательных органов. А там многое не прописано. Откуда им, палачам, знать, что думали раскулаченные мужики и бабы под стук колес, когда ехали в ссылку? Конечно, они не могли не сознавать, что их принесли в жертву».

Наконец, третий раздел книги — «Русская Голгофа». Он посвящен великому страданию Русской Церкви, православных христиан, не отрекшихся в те темные годы от Пресвятой Троицы. Эпоха и здесь показана во всей противоречивости. Разве секрет, что немалая часть духовенства увидела в февральской революции «весну освобождения»? И что благочестие русского крестьянства на поверку нередко оказывалось чисто внешним, обрядовым, а от такого благочестия очень легко отказаться, если новая жизнь того требует?.. А так называемый обновленческий раскол — отчего у него оказалось столько сторонников в Церкви?

Но, при всем этом, история нашей Церкви в ХХ веке — это, безусловно, патерик, история подвига. В разделе «Русская Голгофа» рассказано о многом и о многих, вряд ли стоит здесь, на газетной полосе, это пересказывать; приведу лишь фрагмент из воспоминаний протоиерея Михаила Чельцова, которые цитирует автор: «Это Господь так устроил, что нас, священников, сажали по тюрьмам, гоняли по разным северам, югам и востокам. С одной стороны, это было искуплением вины нашей и отцов наших перед народом и перед христианством за многие наши прегрешения, а с другой стороны, мы необходимы были для заключенных, ибо в тюрьме без священника тяжело…» .

Верующие тех лет жили в обстановке ужаса: что ни день, узнавали о новых арестах, новых кощунствах, о закрытии и поругании очередного храма… Иной раз задумаешься: а как вообще может верующий человек это видеть, переживать и с ума при том не сойти? Автор книги отвечает на этот вопрос так: «В духовном мире безвыходных ситуаций не бывает. Это непреложный закон. Он вытекает из самого существования Бога. А потому правду можно обрести и даже утверждать ее среди самой черной смуты, в эпоху бесправия и торжества лжи».

Разумовский убежден, что опыт, полученный Церковью в ХХ веке, — «…единственное средство преодолеть разорванность русской истории, бесценная возможность оздоровить наше национальное бытие, парализованное глубоким кризисом русского мирочувствия». Итак, начав с этого кризиса, мы к нему и пришли. Мне не раз приходилось общаться с Феликсом Вельевичем непосредственно, записывать с ним интервью, и я могла заметить, насколько чужд ему мечтательный оптимизм, насколько трезво и критично смотрит он на сегодняшнюю нашу реальность. Смута никуда из нашей жизни не ушла — она только меняет способ своего протекания. Настоящей Россией мы пока не стали. Что нам следует делать?

«Никакими политическими средствами решить эту проблему невозможно,  — считает Разумовский. — Партии тут не помогут. Налицо большая культурная задача, духовная задача. Нам еще только предстоит вернуть, возродить разрушенное Гражданской войной русское самосознание и мирочувствие. Дай Бог, чтоб мы успели сделать это!» . Обратите внимание: автор кнги не не просто говорит, он реально содействует возрождению русского самосознания.

Газета «Православная вера» № 22 (617)

[ Марина Бирюкова ]
 
По теме
Всеволод Чаплин пришел доказать, что Иисус был Сыном Божиим. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - Комсомольская правда Известная журналистка и протоиерей поспорили о Боге в прямом эфире Радио «Комсомольская правда» Роман ГОЛОВАНОВ Известная журналистка Юлия Латынина выпустила сенсационную книгу «Иисус.
19.12.2018
Анастасия Касимова, студентка философского факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского - Саратовская епархия Какой будет церковная жизнь завтра? А через пять, через десять лет? Во многом это зависит от того, какие люди будут наполнять наши храмы, что будет для них движущей силой, какие у них будут цели, что для них будет важным.
18.12.2018
 
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся» - Саратовская епархия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю проведения благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся».
18.12.2018
Решение Константинопольского Патриархата при активном участии правительства Украины предоставить автокефалию новой церковной структуре — это еще один политический способ разделения народов России и Украины,
18.12.2018
Распоряжение по Саратовской епархии от 06 декабря 2018 года № 53 Священнику Николаю Генсицкому Настоящим распоряжением Вы, священник Николай Генсицкий,
18.12.2018
 
 
СМИ: Арестован сотрудник ФСБ, расследовавший дело экс-министра Беликова - Четвертая Власть В Энгельсском районном суде началось оглашение приговора экс-министру региона и директору ФГУП «Консервный завод ФСИН России» Павлу Беликову и его предполагаемыми сообщниками,
17.12.2018 Четвертая Власть
На Усть-Курдюмской произошла массовая авария. Погиб подросток - Четвертая Власть На улице Усть-Курдюмской в Волжском районе Саратова около получаса назад произошла авария со смертельным исходом На улице Усть-Курдюмской в Волжском районе Саратова около получаса назад произошла авария со смертельным
18.12.2018 Четвертая Власть
Горстка дерзких студентов держала в страхе весь район – пришлось вызывать в общежитие РГГРУ спецназ Росгвардии [фото, видео] Александр БОЙКО @AlexBoykoKP «Руки так, чтобы я их видел, смотреть в пол!» Вдоль общего коридора,
18.12.2018 Комсомольская правда
Вчера в 01.45 на пульт «01» города Красный Кут поступило сообщение о пожаре в частном доме на улице Кутузова.
17.12.2018 Известия Саратов
Анастасия Касимова, студентка философского факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского - Саратовская епархия Какой будет церковная жизнь завтра? А через пять, через десять лет? Во многом это зависит от того, какие люди будут наполнять наши храмы, что будет для них движущей силой, какие у них будут цели, что для них будет важным.
18.12.2018 Саратовская епархия
Главой независимой от Москвы структуры стал молодой приближенный Филарета Елена ЧИНКОВА @ElenaChinkova Субботним утром, еще до старта в Киеве так называемого "объединительного собора",
15.12.2018 Комсомольская правда
В Ленинском районе прошла встреча с саратовским писателем - Администрация г. Саратов В минувшее воскресенье, 16 декабря 2018 года, в библиотеке №10 состоялась презентация новой книги саратовского писателя, члена литературной студии «Голоса поколений» Александра Горностаева – «Подсолнухи».
18.12.2018 Администрация г. Саратов
В августе этого года известный вольский фотограф Аркадий Ланцевицкий представил в картинной галерее свою выставку «История вольского благочиния в храмах и лицах».
18.12.2018 Вольская жизнь
DSC_0024_20170224_141122 - МЧС Саратовской области В Турковском ФОК «Молодежный» прошли соревнования по волейболу в рамках новогоднего турнира среди мужских команд.
18.12.2018 МЧС Саратовской области
На Усть-Курдюмской произошла массовая авария. Погиб подросток - Четвертая Власть На улице Усть-Курдюмской в Волжском районе Саратова около получаса назад произошла авария со смертельным исходом На улице Усть-Курдюмской в Волжском районе Саратова около получаса назад произошла авария со смертельным
18.12.2018 Четвертая Власть
Губернатор и жители Турковского района обсудили Стратегию развития в рамках программы отдалённых территорий - Правительство Саратовской области Губернатор Валерий Радаев обсудил с жителями Турковского района стратегию развития муниципалитета как отдалённой территории.
18.12.2018 Правительство Саратовской области