Театральный сход


Прошел I Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского. Этому событию прочат будущее еще одной визитной карточки саратовской культуры подобно Собиновскому фестивалю или «Саратовским страданиям». С 15 по 20 ноября у просвещенной публики города не выдалось ни одного свободного вечера. Вспомним самые яркие.

«Все оплачено»
Последний спектакль, с которым приезжал к нам Янковский, — «Tout paye, или Все оплачено» по пьесе Ива Жамиака «Мсье Амилькар платит». Это душещипательная история стареющего парижского дельца, пожелавшего купить себе неделю «простого человеческого счастья». Он нанял пожилую актрису, чтобы та играла его жену, безденежного художника на роль лучшего друга и молоденькую проститутку в качестве «любимой дочки». В финале неожиданно оказывается, что все трое очень привязались к работодателю и не прочь занять места в его жизни на постоянной основе.
Жаль, что Янковский в последний раз появился перед саратовцами в развлекательном коммерческом проекте вместе с Инной Чуриковой и Александром Збруевым . Как результат — возвращение спектакля в город стало событием печальным. Комедия навевала мысли о бренности всего сущего, а пресс-конференция звезд Ленкома перед ней и вовсе походила на поминки. Особенно когда представлявшая сливки саратовской прессы Татьяна Зорина предложила приезжим артистам вспомнить последние дни Янковского и рассказать, с какими чувствами он готовился встретить неизбежное. Все отмечали его необычайное мужество. А Збруев вспомнил самый последний спектакль Олега Ивановича — «Женитьбу», и последнее слово его роли: «Жаль!» (артист играл комического моряка Жевакина). По мнению Збруева, актер произнес это с особенным выражением. И все цветы зрители несли ему одному.
В спектакле Янковского заменил Андрей Соколов (известный по криминальному сериалу «Адвокат»).

«Три сестры»
Ярославский театр им. Федора Волкова представил на фестивале пьесу Чехова «Три сестры» в постановке выпускника Саратовского театрального училища, а ныне помощника художественного руководителя МХТ Сергея Пускепалиса .
Спектакль был довольно мало похож на «Трех сестер». Не наблюдалось излишнего заигрывания с настоящим временем. (Хотя это идея. Замечательно в устах Чебутыкина звучал бы слегка переиначенный текст: «Как вышел из университета, так ни одной книги больше и не открыл. Всю жизнь просидел в «Одноклассниках», и жизнь пролетела как миг!») Спектакль не принадлежит ни нашему времени, ни чеховскому. Некоторые моменты напоминали стилистику «Дней Турбиных»: Соленый, который мерзнет на улице, а зайдя в помещение, по-хозяйски кладет ноги в буржуйку, очень похож на Мышлаевского. Так и ждешь, когда он наконец горестно воскликнет: «Вы полы водкой моете?!»
В кон к нынешним событиям Саратова пришлась одна сюжетная линия: военный, барон Тузенбах в пьесе время от времени упоминает, что выйдет в отставку да поедет служить на кирпичный завод. Судя по лицам, у многих зрителей эти сцены вызывали смешанные чувства.

«Портрет»
Субъективно — лучший фестивальный вечер, спектакль, созданный минимальными средствами и в то же время на стыке всех искусств. Литература, музыка, актерское мастерство, пластика и призраки живописи. «Портрет» по повести Николая Гоголя представил Российский академический молодежный театр. Текст классика читал актер Евгений Редько , невероятно пластичный, одновременно молодой и старый, трагический и очень смешной. Также в спектакле участвовал «Золотой гобой России» Алексей Уткин и его ансамбль солистов «Эрмитаж».
Это одна из гоголевских «петербургских повестей», проникнутая мрачной мистикой. Своего рода предтеча «Портрета Дориана Грея»: речь у Гоголя тоже идет о портрете, куда вселилась душа человека. Также в повести немало точных и актуальных по сей день замечаний об искусстве (в первую очередь — живописи) и его ценителях.
Как ни парадоксально, роль картин, на рассказе о которых строится сюжет «Портрета», играли не декорации, а музыка. Настроение мастерской художника, арт-аукциона и привезенного из Италии шедевра передавали блестяще исполненные ансамблем «Эрмитаж» произведения старинных и современных композиторов. Что касается того самого рокового портрета, его «сыграл» Уткин. В течение спектакля он возникал то во главе своего ансамбля, то появлялся один и преследовал потусторонней мелодией героя (Евгения Редько). Хотя порой музыка казалась демонической и усиливала ощущение жути, она самим своим существованием показывала, что искусство выше мистики и таинственнее сказок о дьяволе.
Как никто, Редько сумел выразить смешную сторону творчества Гоголя. Гомерический хохот в зале вызвала по сей день актуальная для России ирония слов, описывающих чинушу, который пришел заказывать художнику свой портрет: «Гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано «Всегда стоял за правду».
После спектакля зал аплодировал стоя, а Уткин ответил на несколько вопросов.
—  Ваш гобой «исполнял роль» демонической картины. Не было ли вам не по себе?
—  Не было задачи моим инструментом и моей персоной представить что-то демоническое. Я просто играл то, что чувствовал, и постарался быть в контексте. Но если есть такое ощущение со стороны, значит, и так можно трактовать.

—  Вы считаете, искусство может быть демоническим?
—  А что такое «демонический»?

—  Что вы вкладываете в это понятие? Или оно не из вашего словаря?
—  Знаете, в каждой гармонии заложено какое-то состояние, именно для нее, для этого сочетания характерное. Я думаю, что, возможно, сам не осознавая того, я что-то такое использую. Но это, конечно, слышнее со стороны.

—  Ваш последний визит в Саратов несколько лет назад тоже оставил самые лучшие воспоминания. Вы тогда выступали в зале филармонии, который сейчас, к сожалению, сгорел…
— …На следующий день после нашего концерта!

—  Если точнее, через три.
—  Но зал, я надеюсь, уже построили новый?

  К сожалению, до сих пор нет.
—  Значит, непременно построят!

«Старший сын»
Завершил фестиваль спектакль театра-студии Олега Табакова . Сам актер и художественный руководитель театра (который вполне мог бы стать почетным президентом фестиваля, если бы не занимал такую же должность на другом культовом саратовском параде искусства) приехать не смог. Но подготовил видеообращение для торжественного закрытия.
Зато к нам прибыл еще один уроженец земли саратовской, бывший актер театра драмы им. Слонова Сергей Сосновский , которого Табаков несколько лет назад переманил в Москву. На предваряющей спектакль пресс-конференции журналисты не могли не спросить Сосновского, как ему живется в новом театре: все-таки покинул он родную сцену не таким молодым человеком.
—  Живется тяжело, — сообщил актер.  — Бегу за комсомолом. Работается с ними очень весело, но по жизни они надо мной издеваются! Так же, как в спектакле. А вообще я очень рад этой компашке. Мне с ними хорошо!
—  Нам с тобой тоже! — тут же отозвалась молодая актриса «Табакерки» Яна Сексте (в спектакле она — дочь Сарафанова). А потом немного рассказала, какой же именно дедовщине подвергся вчерашний провинциал в московском театре:
—  Поначалу мы его долго называли на «ты» или «Сосна», а он не обижался, но говорил: «Я же все-таки Сергей Валентинович…» Это много говорит о партнере, когда он настолько в душе молодой и настолько замечательный. Да, Сосна?
О спектакле на пресс-конференции тоже поведали немало. Актеры предупредили, что эта их постановка существенно отличается от фильма, снятого по той же пьесе в советские времена. Сарафанова в картине играл Евгений Леонов, в спектакле «Табакерки» его роль исполняет Сосновский. Действительно, это два совершенно разных человека. Современный Сарафанов может поначалу оттолкнуть своей жесткостью. Но постепенно понимаешь, что различия не так велики — и в людях, и во временах.

 

Ещё новости о событии:

Театральный сход - Газета Резонанс
Прошел I Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского.
17:05 25.11.2011 Газета Резонанс - Саратов
В культурной среде так бывает – фестивали устраивают либо для галочки, либо для того, чтобы освоить энное количество бюджетных средств, выделяемых на
04:18 24.11.2011 Саратовский взгляд - Саратов
При переполненных залах в Саратовском академическом театре драмы прошел Первый Всероссийский фестиваль памяти Олега Янковского В Саратове Янковский
17:13 23.11.2011 Неделя Области - Саратов
«Давайте негромко, давайте вполголоса.
13:35 23.11.2011 Репортёр&СМИ - Саратов
Актеры лучших театров страны прибыли в Саратов, чтобы принять участие в I Всероссийском фестивале памяти нашего земляка Олега Янковского.
11:09 23.11.2011 Родной город - Саратов
Вчера в Саратов е завершился Первый Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского.
21:19 21.11.2011 Saratau.Ru - Саратов
Вчера в Саратове завершился Первый Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского .
17:44 21.11.2011 ИА Взгляд-инфо - Саратов
Вчера в Саратовской академдраме закрыли первый Всероссийский фестиваль памяти Олега Янковского.
14:26 21.11.2011 ИА СаратовИнформ - Саратов
Накануне  в театре драмы состоялось закрытие фестиваля памяти Олега Янковского.
12:50 21.11.2011 Родной город - Саратов
Вчера, 20 ноября на сцене Саратовского академического театра драмы имени И.А.
12:49 21.11.2011 Редколлегия.RU - Саратов
 
По теме
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый