«Страдания»: девятая версия

Гость Международного кинофестиваля сравнил стройку ТЮЗа с декорациями «Сталкера»

На минувшей неделе завершился IX Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». На сей раз наш город посетили народные артисты России — режиссер Вадим Абдрашитов и композитор Максим Дунаевский.

Открыл «Страдания» фильм «Ростовщики» Станислава Мухи . Зрители увидели, как перед глазами работников современных ломбардов проходят самые разные люди, которые расстаются с материальными ценностями ради чего-то другого. Лента завоевала специальный приз Немецкого центра в Саратове.
Следующие дни ознаменовались показами качественного документального кино в рамках конкурсной программы. По итогам просмотров почетный гость и член жюри фестиваля Абдрашитов признал, что увидел очень любопытные картины. Сам лауреат государственных премий и награды президента России, художественный руководитель студии «АРК-фильм» концерна «Мосфильм», он устроил в Доме кино творческую встречу с саратовцами.

Магнитные бури
Абдрашитов показал зрителям отрывки из своих лент «Поворот», «Плюмбум», «Время танцора» (первая кинороль Чулпан Хаматовой ), «Слово для защиты», «Парад планет». Часть фильма о взаимоотношениях людей собравшиеся смотрели, затаив дыхание. Герой говорил собеседникам, как потерял лучшего друга.
«Одна жена другой не понравилось, не так приняла — и все», — рассказал мужчина горькую и правдивую историю.
— Это самый талантливый режиссер современности, — представила Абдрашитова директор «Саратовских страданий» Татьяна Зорина , когда он вышел на сцену.
Сам мэтр привез к нам полную версию своей картины «Магнитные бури» — о герое нашего времени Валерочке, которого тянет в жерло событий, но из-за этого начинаются деструктивные процессы, о семье, о людском потоке, человеческой слепоте, жестокости и предвыборной «борьбе» двух кандидатов в депутаты.
— Это картина, которой уже девять лет, сохраняет, к сожалению, свою актуальность, — говорит режиссер. — Фильм основан на реальности, ничего не придумано — то же самое происходило, например, на Урале в 90‑е годы. Кроме того, это фильм о магнитных бурях, которые бушуют внутри человека и разрушают его.
Также автор поделился видением сложностей артистической карьеры:
— Я очень много хожу в театры, особенно накануне актерских проб — смотрю, что происходит с актерским рынком. У Аверина это дебют, как я понимаю. Я видел его у Константина Райкина в «Сатириконе», это эксцентричный райкинский актер. Особых надежд я на него не возлагал. Но он человек талантливый. Приехал с серьгой в ухе, в ярко-красных штанах на помочах, мало похожий на своего будущего героя. Мы его постригли как нужно, переодели, и постепенно он входил в нужное качество. Мне он очень нравится, у него хорошее лицо. Актер он хороший, чуткий, тонкий.
То, что сейчас с ним происходит на ТВ, — не его вина, а скорее его беда. С современными литературой, театром, кино дело обстоит туго, а актерский рынок по-прежнему богатый, он как-то воспроизводится. Смотришь курсовые и дипломные — звездочки появляются. Если актер потом не попадает в репертуарный театр, он пропадает на ТВ, замыливается в сериале и, в общем, уже не представляет интереса. А в репертуарном театре актер имеет дело с качественной драматургией, сыграет что-то из Шекспира, Островского, Вампилова — находится в хорошей творческой форме. Я всегда желаю актерам встретить хорошие роли. Тогда они будут продолжать творческую жизнь.

Комедия и реальность
Затем Абдрашитова спросили о программе телевидения и настоящих «человеческих комедиях», которых теперь становится все меньше. По мнению режиссера, если в реальности происходит полет президента во главе стаи птиц, значит, жизнь обгоняет задумки авторов сценариев.
— Телевидение развлекает зрителей, в этом его социально-политические функции. Было бы странно, если бы такая картина, как «Магнитные бури», была снята для телевидения. Я не вижу смешных комедий, хотя готов посмеяться. Но нет — это совсем другой уровень драматургического материала, это очень сложно. Не случайно снимается повторение — «Джентльмены удачи», например. Идей новых нет. К тому же сейчас в жизни происходят такие вещи, глядя на которые понимаешь, что уже не можешь придумать ничего. Мы не могли бы придумать полет президента во главе стаи журавлей. Первая реакция была: может, надо такое придумать? Жизнь обгоняет нас, приобретает жанровую форму, может, поэтому делать комедии трудно, — сказал мэтр.


Самым лучшим кинофестивалем он без сомнений признал «Саратовские страдания».
— И дай Бог ему здоровья, — улыбнулся Абдрашитов. — Фестиваль — это констатация факта существования кинематографа, он привлекает зрителей, кинематографисты обмениваются взглядами на кино и жизнь, это им интересно, нужно.

Госпрограмма защиты кино
На творческом вечере мэтр рассказал о ситуации с поддержкой документалистики властью:
— Премьер говорил, что задачи, поставленные перед кинематографистами, оказались невыполненными. В его бытность президентом ему говорили, что создаваемый им фонд — нежизнеспособен, это келейно принятое решение. Спасибо за деньги, конечно, но это не решит проблему поддержки отечественного кино. К тому же проблема создания фильмов патриотического звучания не будет снята с повестки дня. Даже то, что такое картина патриотического звучания, неясно.
А ситуация с документальным кино? Если игровое как-то пробивается к зрителю в виде дисков, то документальные фильмы и этой возможности не имеют. ТВ их не показывает. Такие ленты, какие сейчас, к счастью, снимаются в России, телевидению не нужны. Они опровергают картинку, которую проецирует на зрителей ТВ. Но живет такое кино, слава Богу. Я посмотрел программу «Саратовских страданий» и увидел несколько замечательных картин. Это радует, значит, надежда остается. Но и критерии качества тоже никто не снимал с повестки дня.
При этом Абдрашитов признал, что оглядка на власть в работах режиссеров, естественно, сохраняется.
— Очень бережно формулируем замысел. А потом — власти мы не нужны. Власть все это отпустила. Я иногда смотрю на президента и премьера — вроде они и правда хотят видеть хороший кинематограф. Но решения, которые они принимают… Например, вливаются деньги в создание картин и ни копейки — в организацию проката. Возникает вопрос — это государственное решение? — посетовал народный артист.
Он не стал отрицать, что намного проще было работать в советское время:
— Существовал один враг — цензор. Он был ясен, мы знали его адрес и говорили с ним, торговались, пробивали сценарий. Все наши картины имеют тяжелую биографию. Но когда сценарий запускался в производство, режиссер никогда не думал о деньгах. Была смета, деньги, вырванные в борьбе, но они полагались на картину. Слово «деньги» имело совсем другой смысл. Если в режиссерском сценарии было написано «массовка — 1200 человек», а приходило 800, режиссер имел юридическое право не снимать. Потому что вот документ.
Машина работала так, что запущенная система не могла не быть снята. Чтобы съемочная группа в экспедиции переставала снимать из-за отсутствия денег, не могло привидеться даже в страшных снах. Шли треволнения по поводу сдачи картины, были репрессии по отношению к авторам, иногда она забрасывалась на полку, но она была снята. Кроме того, в эти времена было так, что любой кинозритель СССР все равно имел возможность смотреть любую принятую картину — пусть на экране в заводском клубе. Сейчас, даже если зритель захочет посмотреть, у него такой возможности почти нет. Я не за коммунизм и социализм агитирую, я констатирую факт: были моменты отлаженности производства.

Вечные песни о главном
Через несколько дней режиссер подвел итоги «Страданий» на церемонии вручения гран-при фестиваля в новом здании ТЮЗа. Мэтр говорил также про заботу о детях и мучительное строительство театра для них.
— В программе было 20 картин, практически все они являли собой очень качественное кино. Я с этим поздравляю фестиваль, это показательный момент. Не всякий крупный международный фестиваль может этим гордиться. Далее, по поводу 30‑летних страданий саратовского нового ТЮЗа. Я очень хорошо помню бетонные развалины — натура для «Сталкера». Если бы 20 лет назад мне сказали, что все равно здесь будет дворец для юных зрителей, поверить было бы невозможно. Я потрясен тем, что существует этот театр. Дай Бог труппе быть адекватной этому качеству заботы о детях.
Еще одно мое ощущение от программы — чувство оздоровления общества, может, кинематографической части. Вдруг очень четко зазвучала тема завтрашнего дня, будущего, детей. Не случайно эти призы вручаются в новом ТЮЗе, который являет собой пример заботы о детях — это первый в мире детский театр.

* * *
Долгожданным этапом церемонии закрытия стал творческий вечер советского и российского композитора Максима Дунаевского. Он исполнил свои произведения, написанные для кино и эстрады, а также перепел песни отца.
По сравнению с «бенефисом» Абдрашитова потомственный композитор уделил меньше внимания общественно-политическим вопросам, состоянию музыки и кино, зато с удовольствием поделился байками из жизни. Он поведал, как на съемках «Трех мушкетеров» бравые наездники запрыгивали на коней с высоких стульев.
Затем Дунаевский спел «Порадуемся на своем веку» и в заключение сказал о критериях настоящего хита.
— Эта песня действительно заставила меня порадоваться. Ее пели везде, она звучала отовсюду. Ее пели на демонстрация, пели пьяные в ресторанах. Вы смеетесь, а музыканты всерьез считают: пока песню не запели пьяные, ее нельзя считать удачной. Когда я проснулся утром, оттого что за окном мою песню нестройными голосами затянула ватага нетрезвых мужиков, я проснулся знаменитым.

* * *
Победителем кинофестиваля был признан фильм «Твоя навсегда».
— Это замечательная картина, очень качественная, о заботе, тревоге о детях. Она могла бы сделать честь любому фестивалю, — охарактеризовал Абдрашитов.
Автор ленты, финский режиссер Миа Хальме не приехала в Саратов, но прислала видео с благодарностью и извинениями. Оператор удостоился приза за лучшую работу имени Вячеслава Микоши.
Приз министерства культуры получил фильм «Donkeymentary» Армана Ерицяна (Армения). Администрация Саратова оценила работу «В объятиях моей мамы» (режиссеры Атья и Мохаммед Аль-Дараджи , Ирак, Великобритания). Приз за удачный дебют присудили Анастасии Винокуровой , создательнице ленты «Вооружен и не очень опасен». Приз зрительских симпатий завоевал испанец Рауль Сантос за фильм «Скала». За точное попадание в жанр документальной мелодрамы награда киноклуба «Волшебный фонарь» досталась автору польской ленты «Такие птицы» Маргоржате Голишевске .


 

 
По теме
Группа подрывников облспаса достигла рекорд по подрыву льда Нарина Балаян Фото: В Саратовской области проводят подрывы льда на реке Алтата В Саратовской области проводят подрывы льда на реке Алтата.
Авария произошла в Энгельсском районе в 6:30 Нарина Балаян Фото: У села Шумейка женщина-водитель «Опеля» госпитализирована после аварии с «Джили» В Энгельсском районе девушка-водитель «Опеля» госпитализирована посл
В Балашове к акции по профилактике наркомании присоединились  участники общественного регионального движения «Юный друг полиции» и активисты Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Руководители объекта, ответственные должностные лица за антитеррористическую защищенность, собственную безопасность организации, работы с кадрами, совместно с руководителями охранных структур,
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый