Способ спасения – жизнь

Фото: eparhia-saratov.ru
О том, что такое путь спасения, как найти его конкретно для себя и почему самое простое оказывается порой очень непростым, размышляет редактор газеты игумен Нектарий (Морозов). «Как спастись лично мне?»

 

Бывает, что человек в разговоре со священником задает вопрос о том, каков путь спасения конкретно для него, просит совета. Что на это можно ответить?

Во многих древних патериках есть такие эпизоды: приходит кто-то из братии либо человек из мира к святому старцу и спрашивает: «Что мне делать для того, чтобы спастись?» — и прозорливый святой муж дает то или иное наставление, которое трогает вопросившего до глубины сердца. И современный христианин, особенно новоначальный, пытается спроецировать эту ситуацию на себя.

Но на самом деле, безусловно, не стоит, да и нет необходимости ждать от священника какого-то сугубо «индивидуального» ответа. Нужно понимать, что святым старцам такой вопрос нередко задавали люди, которые очень горячо и всей душой стремились к Богу, духовно трудились, но имели в себе какое-то внутреннее препятствие, по поводу которого опытный подвижник и давал совет, каким путем его можно преодолеть. Но это не значит, что для каждого человека есть своя, отдельная «пошаговая инструкция» к достижению Царства Небесного. На самом деле, все советы о спасении, даже если они даны были конкретному человеку, по сути своей универсальны — и, что очень важно, в них нет ничего нового по сравнению с Евангелием. Мы помним, что когда Христа спрашивают, что нужно делать для того, чтобы наследовать Царство Небесное, Он говорит, что нужно исполнить две заповеди — о любви к Богу и ближнему, ибо в них заключаются весь закон и пророки (см.: Мф. 22 , 37–39). И если речь идет о человеке, который не желает сделаться для нас гуру, а хочет помочь нам прийти ко Христу, то мы не услышим от него ничего принципиально иного.

Упасть с самодельной лествицы

 

Изобретение «индивидуальных» путей спасения для себя основано на одном распространенном заблуждении: человек полагает, что может какую-то совокупность конкретных действий исполнить, и этого будет для его спасения достаточно. Но наше спасение не «зарабатывается», оно достигается не посредством каких-то наших дел — наше спасение может совершиться только лишь по милости и благодати Божией. А всё, что мы делаем, просто развивает в нас способность эту благодать и эту милость воспринимать и становиться ее причастниками.

Но человек как бы говорит себе: «А я не хочу зависеть от благодати Божией — я хочу быть уверенным в том, что спастись мне обязательно удастся». И тогда приходит в голову такая, может быть, не до конца осознаваемая мысль: я пойду не «обычным» — «негарантированным» — путем спасения, а своим, особым. И это уже ошибка на самом деле страшная, потому что вслед за этим человек начинает сколачивать по своему разумению, своими руками некую альтернативную лествицу, ведущую к Небесам, — и конечно, он с этой лествицы непременно упадет, и чем дальше он успеет по ней взойти, тем сильнее будет падение.

Как распознать это ложное восхождение? Очевидно, что есть несколько основных критериев. Человек считает, что избранный им путь спасения — самый прямой, что кто-то, может быть, и блуждает на каких-то других путях, а он на своем наверняка не заблудится. Человек абсолютизирует что-то в своей жизни, считая, что спасение подается именно от этого и за это. С такими мыслями люди порой, к сожалению, и монашество принимают, не понимая, что постриг не является для человека однозначно спасением. Точно так же неправильно человек может относиться и к своей волонтерской деятельности, и к благотворительности, и к воспитанию детей, многочадию. Или бывает, что некоторые, например, прочитав, как полезно творить Иисусову молитву, решают, что всё — спасение от нее и через нее. Но можно ли сказать, что каждый человек, который пусть даже всю жизнь или значительную часть своей жизни творит или просто повторяет молитву Иисусову, обязательно будет с Богом в вечности? Нет, и об этом прямо сказано в Евангелии: не каждый, кто говорит «Господи! Господи!», спасется (см.: Мф. 7 , 21).

И еще один момент: такие люди всегда почему-то убеждены, что они сами желают себе спасения более, нежели им желает его Господь. И когда человек пытается устроить для себя нечто нарочито спасительное, это всегда попытка «оказаться умнее» Бога, происходящая от недоверия Ему и ни к чему хорошему не ведущая.

Именно он называется «жизнь»

 

Мы можем быть в деле нашего спасения лишь сотрудниками Божиими — мы можем трудиться в этом вместе с Господом, но никак не без Него. А что касается способов спасения — есть только один-единственный способ, и он называется «жизнь». Жизнь во всех ее бесконечных и многообразных проявлениях, к которой мы прикладываем желание быть с Богом и стремление исполнять Евангелие.

Но что мы можем видеть очень часто? То, что человек, считающий себя христианином, участвующий в богослужениях и церковных таинствах, как бы проводит разделительную черту: «вот моя жизнь христианская, а вот вся моя остальная жизнь», то есть «вот это я делаю для своего спасения, а вот тут я просто живу», причем в «просто жизни» есть масса вещей, которые спасению якобы мешают. Если пойти дальше и проанализировать, что воспринимает человек как помехи своему спасению, оказывается, что в категорию помех он относит практически всё — весь свой ежедневный быт. А «спасается» — в лучшем случае пару часов в день: бывая в храме, читая правило и святых отцов, совершая то, что называется делами благочестия. Причем тут тоже есть определенная избирательность: те дела благочестия, которые были самолично запланированы, относятся к категории «спасительного», а непредвиденные, неудобно возникшие, в конкретной ситуации трудные — опять же к разряду «помех». И священнику бывает трудно убедить его в том, что это разделение совершенно ненормально.

Мне кажется, что очень важно понять: школой, в которой мы учимся ступать по спасительному для нас пути, является жизнь со всем тем, из чего она состоит — нет таких повседневных нужд и дел, которые находились бы «за рамками» спасения. Когда Господь говорил Адаму, изгоняемому из Эдема: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3 , 19), это было не образное выражение — это обозначение того, что будет в буквальном смысле происходить с ним и его потомками. Но это, вопреки распространенному мнению, не проклятие, не наказание — это указание, которому мы все должны следовать. Так что сама эта необходимость ежедневно трудиться, уставать, отдавать очень значительную часть своего времени и сил, чтобы обеспечить себе пропитание, — это послушание Богу и исполнение нами Его слова о нас. Это только один из моментов, и если человек посмотрит так на всю свою жизнь, то он с удивлением заметит, как словно начнет растворяться в ней то, что его тяготило. И вместо досады придет ощущение возможности — способности служить Богу не через великие дела и свершения, а через всё то, что происходит реально, по необходимости, сейчас.

К слову, каким бы элементарным, само собой разумеющимся и «не духовным» некоторые христиане ни считали быт, мне как священнику периодически приходится встречать верующих людей, которые не могут каких-то вещей, на которые даже неловко обращать их внимание. Они не могут встать на полтора часа раньше, притом что им, допустим, необходимо попасть в этот день на раннюю Литургию — и они просто не приходят, потому что не смогли себя заставить. Они не могут разгрести дома бардак и приучиться класть вещи на место, чтобы этот беспорядок больше не создавать. Они не могут не опаздывать, не могут сделать хотя бы сегодня то, что надо было сделать позавчера. И всё это мешает человеку стать даже, по большому счету, человеком — он все время до своего человечества как-то не дотягивает. Не то, что стать христианином…

А все эти проблемы — там не сделал, тут забросил, здесь себя не заставил — еще имеют свойство накапливаться и образовывать какие-то сложные цепочки, в которых, пока ты не сделаешь первое дело, не получится выполнить и все остальные. А взяться за это первое оказывается неимоверно трудно, тем более что здесь стоит наготове враг, которому очень важно на этом рубеже нас удержать и оставить под дамокловым мечом всего накопившегося. И разбираться со всем этим, приводить свою жизнь в порядок и означает, опять-таки, идти путем спасения — самым непосредственным образом.

* * *

Ни в коем случае не будем пытаться изобретать для себя какие-то особые пути спасения, потому что это пути спасения искусственные, а всё, что искусственно, не может устоять — оно обязательно разрушается. И только лишь тот путь, который устраивает для нас Господь, — а еще точнее, тот путь, которым является Он Сам, ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин. 14 , 6), — может привести нас к вечной жизни с Ним.

Фото из открытых интернет-источников

Православие.Ru

[ Игумен Нектарий (Морозов) , Подготовила Елена Сапаева ]
 
По теме
Жизнь вечная и спасение от вечной смерти — это не вопрос суммы добрых дел, а состояние души, ее вектор, способность или неспособность быть с Богом.
30.01.2018
Рождественское послание Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина священному клиру, боголюбивым инокам и инокиням, всей богоспасаемой пастве Саратовской епархии - Саратовская епархия Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братия и сестры!
05.01.2018
23 декабря в Саратове состоится пешеходная экскурсия «От Новособорной до Митрофаниевской площади», посвященная истории Александро-Невского кафедрального собора, лютеранской кирхи, католического собора святого Климента,
19.12.2018
 
Канун дня памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца - Вольское благочиние 18 декабря, в канун дня памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вольска было совершено Всенощное бдение.
19.12.2018
Всеволод Чаплин пришел доказать, что Иисус был Сыном Божиим. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ - Комсомольская правда Известная журналистка и протоиерей поспорили о Боге в прямом эфире Радио «Комсомольская правда» Роман ГОЛОВАНОВ Известная журналистка Юлия Латынина выпустила сенсационную книгу «Иисус.
19.12.2018
Анастасия Касимова, студентка философского факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского - Саратовская епархия Какой будет церковная жизнь завтра? А через пять, через десять лет? Во многом это зависит от того, какие люди будут наполнять наши храмы, что будет для них движущей силой, какие у них будут цели, что для них будет важным.
18.12.2018
 
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с проведением благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся» - Саратовская епархия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю проведения благотворительной акции «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся».
18.12.2018
Решение Константинопольского Патриархата при активном участии правительства Украины предоставить автокефалию новой церковной структуре — это еще один политический способ разделения народов России и Украины,
18.12.2018
СМИ: Арестован сотрудник ФСБ, расследовавший дело экс-министра Беликова - Четвертая Власть В Энгельсском районном суде началось оглашение приговора экс-министру региона и директору ФГУП «Консервный завод ФСИН России» Павлу Беликову и его предполагаемыми сообщниками,
17.12.2018 Четвертая Власть
Горстка дерзких студентов держала в страхе весь район – пришлось вызывать в общежитие РГГРУ спецназ Росгвардии [фото, видео] Александр БОЙКО @AlexBoykoKP «Руки так, чтобы я их видел, смотреть в пол!» Вдоль общего коридора,
18.12.2018 Комсомольская правда
Вчера в 01.45 на пульт «01» города Красный Кут поступило сообщение о пожаре в частном доме на улице Кутузова.
17.12.2018 Известия Саратов
Анастасия Касимова, студентка философского факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского - Саратовская епархия Какой будет церковная жизнь завтра? А через пять, через десять лет? Во многом это зависит от того, какие люди будут наполнять наши храмы, что будет для них движущей силой, какие у них будут цели, что для них будет важным.
18.12.2018 Саратовская епархия
Канун дня памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца - Вольское благочиние 18 декабря, в канун дня памяти Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца, в Свято-Троицком кафедральном соборе города Вольска было совершено Всенощное бдение.
19.12.2018 Вольское благочиние
Главой независимой от Москвы структуры стал молодой приближенный Филарета Елена ЧИНКОВА @ElenaChinkova Субботним утром, еще до старта в Киеве так называемого "объединительного собора",
15.12.2018 Комсомольская правда
В Ленинском районе прошла встреча с саратовским писателем - Администрация г. Саратов В минувшее воскресенье, 16 декабря 2018 года, в библиотеке №10 состоялась презентация новой книги саратовского писателя, члена литературной студии «Голоса поколений» Александра Горностаева – «Подсолнухи».
18.12.2018 Администрация г. Саратов
В августе этого года известный вольский фотограф Аркадий Ланцевицкий представил в картинной галерее свою выставку «История вольского благочиния в храмах и лицах».
18.12.2018 Вольская жизнь
План спортивных зимних мероприятий - Министерство спорта и туризма План наиболее крупных мероприятий, проводимых в период новогодних праздников, школьных каникул совместно с муниципальными районами и городскими округами области,
19.12.2018 Министерство спорта и туризма