Во вторник во Франции на 46-м году жизни умер режиссер и актер Антон Кузнецов.
Антон Валерьевич окончил театральный факультет Саратовской консерватории в 1988 году. Ученик замечательного педагога Владимира Федосеева на основе традиционной школы отточил свой, оригинальный, яркий постановочный почерк, которым очень умело писал в сердце зрителя. В бытность Кузнецова главным режиссером и художественным руководителем Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова актеры танцевали Шпаликова с его посылом обыденного счастья, проникновенно-тоскливо звучали голоса русских страдалиц-баб в галинском «Конкурсе», зрители вместе с артистами погружались в головокружительные курьезы «Копилки» Лабиша. «На дне», «Изобретательная влюбленная», «Господин де Мопассан», «Конкурс», «Splendid`s», «Babel», «Снежная королева», «Пентиселея», «А зори здесь тихие»... Эти работы были настолько разными! А разве могло быть иначе у человека с такой яркой творческой судьбой?
Получив специальность актера театра и кино, Антон Кузнецов спустя несколько лет поступил в Санкт-Петербургскую театральную академию, которую окончил в 1996 году. Его педагогом был Лев Додин. В середине 90-х Кузнецов жил во Франции, где работал ассистентом художественного руководителя и директора театра «Одеон» (Париж). В этот период участвовал в постановке драматических оперных спектаклей в Париже, Зальцбурге, Амстердаме, Севилье, Дижоне, Страсбурге, Брюсселе. В 1995 году организовал собственную театральную компанию «BABEL», ставил спектакли в Саратовском театре юного зрителя и МХТ им. Чехова.
В 1998 году Антон Кузнецов стал главным режиссером Саратовского театра драмы имени И.А.Слонова. За время работы в театре он поставил двенадцать спектаклей. В «Женитьбе Фигаро» режиссера и друга Игоря Коняева Кузнецов сам исполнил главную роль. Говорят, это было непременным условием постановщика. Фигаро в исполнении Антона Кузнецова закручивал интригу с «самой высокой точки», буквально «с низкого старта» набирая для этого бешеную скорость и заряжая зрителя необыкновенным жизнелюбием и энергией. Никто с такой по-детски искренней обидой не произносил знаменитый монолог цирюльника из Севильи, как это сделал Антон Кузнецов! Благодаря ему двухчасовой спектакль превращался в настоящий праздник! Такой же высокий ритм режиссер задал себе и в творчестве. Он словно опережал время, претворяя в жизнь самые дерзкие проекты, которые в умах других его современников существовали пока только в весьма туманных планах.
«Ничего в жизни мне не давалось легко, — восемь лет назад признался в интервью «Известиям-Саратов» Антон Кузнецов. — Что называется, путь через тернии к звездам. И если бы я мог от какого-то количества этих самых терний избавить своих учеников, это бы стало главным результатом моей жизни. Повторю, что театральному артисту нужно воздавать все при жизни, пока он молод и полон сил и творческих идей. Артисту нужны блага, пока он жив. Мой путь уже не назовут долгой счастливой жизнью, потому что бывало разное». А для нас воспоминания о замечательных работах режиссера навсегда останутся «долгой счастливой жизнью», а также осознанием того, что мы начинаем ценить подаренную нам яркую страницу этой самой жизни, когда она бесповоротно перелистана.
Прощайте, Мастер!