ПРЕМЬЕРА "АИДА"

ПРЕМЬЕРА "АИДА"
Фото: www.operabalet.ru

Георгий Исаакян: «Я  предпочитаю оставаться на  территории искусства».

О  подготовке к  премьере оперы «Аида» Верди в  Саратовском театре оперы и  балета

24  мая во  второй день XXX Собиновского фестиваля в  театре оперы и  балета состоится премьерный показ оперы «Аида» Дж. Верди, специально приуроченный к  юбилейной фестивальной программе. Над спектаклем работают худрук саратовской оперы маэстро Юрий Кочнев, известный в  России и  за  рубежом художник из  Санкт-Петербурга Вячеслав Окунев. Режиссер постановки  — Георгий Исаакян, запомнившийся саратовскому зрителю по  успешному спектаклю «Дон Жуан» 2015 года.

Для справки:
Георгий ИСААКЯН
лауреат Государственной премии РФ,
заслуженный деятель искусств России,
лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»

В  1991 окончил ГИТИС, факультет музыкального театра (курс В. Курочкина). С  1991  — режиссер-постановщик, с  1996  — главный режиссер, с  2001  — художественный руководитель Пермского театра оперы и  балета им.  П. И. Чайковского. С  2010 года  — художественный руководитель Московского Детского музыкального театра им.  Н. Сац. Является руководителем мастерской факультета музыкального театра РАТИ.

Осуществил постановки спектаклей в  музыкальных театрах Москвы, в  Перми, Чебоксарах, Челябинске, Екатеринбурге, Самаре, Уфе, Ростове-на-Дону, в  Мариинском театре. Поставил ряд спектаклей за  рубежом  — в  Ирландской опере, Латвийской опере, Сакаи-сити опера (Япония), в  Большом театре Республики Беларусь и  Ереванском театре оперы и  балета.

Г.  Исаакян дважды становился лауреатом премии «Золотая Маска»  — за  постановку оперы К. Монтеверди «Орфей» в  Перми (2009) и  спектакль «Любовь к  трем апельсинам» С. Прокофьева в  Театре им.  Н. Сац (2012). Его спектакль «Игра о  душе и  теле» Э. де  Кавальери в  2013 году также удостоен специальной премии жюри «Золотой Маски».

В  разгар постановочных репетиций мы  задали режиссеру несколько вопросов.

1. В  Вашем спектакле планируется два действия. У  Верди их  четыре…

В  сегодняшнем театре любое произведение, которое берется к  постановке, компануется так, чтобы отвечать запросам конкретного театра, зрителя, местным традициям. В  последнее время зрительская культура и  система восприятия кардинально изменились, а  мы  говорим о  произведении 19 века. Театр, в  отличии от  многих других видов искусства, имеет дело только с  сегодняшним днем. Театр  — это не  музей, не  книга или партитура, которая может лежать в  столе. Спектакль происходит только здесь и  сейчас, с  конкретным зрителем. И  все имеет значение  — и  месяц май, и  2017 год, и  город Саратов, и  Собиновский фестиваль… Это некие дополнительные условия к  тому, что мы  делаем.

Первое впечатление «неподъемности», масштабности оперы «Аида» создается из-за обилия в  ней антрактов. Когда мы  сыграли «черновой» прогон, то  поняли, что имеем дело с  очень компактной, динамичной, оперой. Музыка длится чуть более двух часов! Этот сюжет захватывает и  несет, как водоворот. Для современного зрителя стремительно развивающееся действие  — с  конфликтами, заговорами, интригами, предательством и  любовной историей  — как раз очень актуально.
Другая причина связана с  эстетикой спектакля. Мы  придумали спектакль, который апеллирует больше к  современности, нежели к  древности. Поэтому стремительность, сжатость действия  — часть эстетики спектакля, как  — будто эта история проносится сквозь тебя.

2. Действие спектакля переносится из  Древнего Египта?

По  моему мнению, зритель приходит в  театр за  впечатлениями, переживаниями. При выборе  — сопереживать тебе древнеегипетскому рабу или похожему на  тебя «маленькому» человеку  — я  уверен, что симпатии будут на  стороне «маленького» человека. Жизнь стремительно уходит от  «музейности», «концертности», от  оперы, которая тебя не  трогает. Нам хотелось, чтобы спектакль «разговаривал» со  зрителем о  наших сегодняшних переживаниях, чтобы он  апеллировал к  нашему коллективному сознанию.

Долго размышляя над сюжетом «Аиды», мы  неожиданно поняли, что в  нем по  сути представлена идеальная модель тоталитарного государства. Конечно, Верди  — сын великой итальянской культуры, не  мог предвидеть, что в  20 веке его страна станет одним из  оплотов фашизма и  тоталитаризма. Конфликт тоталитарной машины и  простого человека, с  его обычной жизнью, любовью, нежностью,  — эта тема очень часто поднимается в  искусстве. Достаточно вспомнить знаменитый роман «1984» Д. Оруэлла, в  котором автор, размышляя о  будущем благополучной Великобритании, изобразил мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на  физическом и  духовном порабощении. В  итоге, в  нашей версии оперы возник почти оруэлловский мир. История «большого брата», подчинения, огромных масс, которые должны быть одинаково одеты, одинаково двигаться  — на  наш взгляд, идеально подходит музыке и  эстетике спектакля. Замечательный мастер, художник Вячеслав Окунев нашел очень точный визуальный образ спектакля, который смотрится современно и  не  противоречит музыкальной партитуре оперы.

3. Как проходит репетиционный процесс?

Для меня это счастливое возвращение в  труппу, с  которой в  2015 году я  с  удовольствием работал над оперой «Дон Жуан». И  женская, и  мужская части труппы очень крепкие, вокально и  драматически. На  сегодняшний день я  абсолютно доволен нашим пониманием друг друга и  репетиционной работой. Спектакль быстро оживает.

5. Верди написал «Аиду» в  жанре большой французской оперы, с  балетными сценами. Они сохранятся в  вашем спектакле?

В  нашей редакции это не  будет большой оперой. Верди писал «Аиду» по  очень специфическому заказу, для официального мероприятия  — открытия Суэцкого канала. В  нашей постановке будут некоторые купюры. В  основном они коснулись балетных сцен. Однако балетная труппа обязательно примет участие в  спектакле, но  в  другой, очень важной роли  — ритуальной. Известно, что тоталитарные «машины» и  государства всегда основываются на  ритуалах, тайных собраниях, секретных обществах. Именно эта часть как раз отведена артистам балета.

6. Будут  ли аллюзии тоталитаризма приобретать в  спектакле конкретные узнаваемые черты неких лидеров, вождей?

Мне не  нравится переходить грань между театром метафорическим и  театром политическим. Я  предпочитаю оставаться на  территории искусства. Поэтому у  нас абстрактное государство, абстрактная форма, абстрактные ритуалы. На  мой взгляд, как только появляется какая-то конкретика  — идея становится плоской. Театр  — это все-таки поэзия, а  не  публицистика. Правило публицистики  — «одно слово, один смысл». Поэзия хороша тем, что в  ней любая метафора раскрывается во  многих смыслах, и  это мне интересно.

 
 
По теме
Профориентация в ЦОД Галактика-64 - Вавиловский университет В рамках смены Вавиловского университета в центре одарённой молодёжи Галактика-64 преподаватель кафедры "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" Козаченко М.А.,
Вавиловский университет
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
СКАЖИТЕ «НЕТ» ТУБЕРКУЛЁЗУ, СКАЗАВ «ДА» ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ - Балаковские вести Всемирный День борьбы с туберкулёзом в этом году выпал на 24 марта. Туберкулёз является одной из 10 основных причин смерти во всём мире, входит в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Балаковские вести
Акция - Вавиловский университет В период времени с 18 по 29 марта 2024 года на территории Марксовского района проходит первый этап общероссийской акции "Сообщи где торгуют смертью".
Вавиловский университет