Культура пития? Нет — культура трезвости!

Фото: eparhia-saratov.ru
Представим себе картину: стол с угощениями по случаю праздника, встретились давние друзья… Есть десятки поводов для того, чтобы на столе появилась бутылка вина, а то и водки. И, увы, нет ни одного мало-мальски веского аргумента для тех, кто хочет отказаться от возлияния. К сожалению, в нашем обществе простое и ясное «не хочу» таким аргументом не является. Самое печальное, что иногда в арсенале «уговаривателей выпить» оказываются и псевдобогословские аргументы: от «да ты что, нехристь что ли?» до упоминания о том, как Господь превратил воду в вино в Кане Галилейской. О том, что на самом деле говорится в Священном Писании об алкоголе и что по этому поводу писали святые отцы, рассказал участникам Межрегионального форума по трезвенному просвещению, прошедшего в октябре в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого собора Саратова, член правления Иоанно­-Предтеченского братства «Трезвение», настоятель храма в честь Архангела Михаила г. Талдом Московской епархии, автор многих книг протоиерей Илия Шугаев. Вино веселит сердце человека?

 

Да, конечно. Об этом пишет псалмопевец Давид (см.: Пс. 103 , 15). Но какое вино? Оказывается, в оригинальном тексте Ветхого Завета есть множество слов древнееврейского языка, которые сначала на церковнославянский, а затем и на современный русский язык были переведены одним-единственным словом «вино». Напиток, который делается из винограда, занимал довольно важное место в жизни древних иудеев, и это неудивительно. Земля Обетованная засушлива, воды не хватало, а виноград не требовал полива — он как бы из ниоткуда брал влагу, и из него довольно легко можно было сделать нечто, утоляющее жажду. Евреи были хорошими виноделами и прекрасно разбирались в нюансах, связанных с этим занятием.

Чаще всего в Библии употребляется слово «йайин» — вино как родовое понятие. Оно означает всё, что делается из винограда: и свежевыжатый виноградный сок, и перебродивший сок, который приготовили для длительного хранения, и опьяняющий напиток. Нужно подчеркнуть, что перебродивший сок, заготавливаемый впрок, — это концентрат, который нужно развести водой, чтобы он стал пригоден для употребления. Собственно, отсюда и пошло известное библейское выражение «растворять вино». А нерастворенный, концентрированный продукт брожения в том же Священном Писании был символом Божиего гнева: Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли (Пс. 74 , 8).

Другое слово — «тийрош» — означает свежевыжатый виноградный сок, не обладающий никаким опьяняющим эффектом. Именно этот напиток д о лжно было принести Богу в жертву, что опять же неудивительно — Господу надлежало отдавать все самое лучшее, свежее, новое и никак не застоявшееся.

А крепкий опьяняющий напиток обозначался в Библии словом «шекар», чаще всего в сочетании «йайин и шекар». В русском переводе — «вино и сикер». И вот как раз питие сикера в Библии однозначно осуждается, а воздержание от него вменяется человеку в добродетель. Например, мы можем прочесть о Крестителе Господнем Иоанне: он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей (Лк. 1 , 15). И когда Сам Господь в Кане Галилейской претворяет воду в вино, это, конечно, тоже не сикер, а тийрош. В Ветхом Завете Господь налагает запрет на употребление сикера левитами перед богослужением, с очень важным комментарием: И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого (Лев. 10 , 8–10). То есть опьянение притупляет в человеке чувство священного, притупляет совесть. Не случайно священники, принимающие исповедь у прихожан, говорят о том, что большинство тяжких грехов — таких, например, как супружеская измена, — совершается людьми в состоянии алкогольного опьянения.

Итак, вино как напиток, утоляющий жажду, — это благословение Божие, а «вино и сикер» — это нечто совсем другое. Само по себе употребление вина в Библии не считается однозначно грехом, но состояние опьянения совершенно четко запрещается и осуждается.

Культура трезвости у древних народов

 

Многие цитаты Священного Писания и высказывания святых отцов о винопитии понимаются нами превратно по той причине, что они были написаны людьми, которые жили в трезвом обществе, где полное воздержание от вина считалось добродетелью, а пребывание в состоянии даже легкого опьянения где бы то ни было являлось постыдным. У нас же — наоборот: не пить совсем — значит почти наверняка прослыть «трезвенником и язвенником», нарушителем негласных общественных правил, быть во время застолья слегка подшофе — нормально, а быть невменяемым — простительно.

В том, трезвом обществе невоздержанность в питии вина сравнивалась с чревоугодием, «перебором» в употреблении любых других напитков. Например, святой Ефрем Сирин пишет: «Есть воздержание в питии — не употреблять без меры не только вина, но и воды». Святой Иоанн Златоуст осуждает «неумеренное питье вина не меньше, чем и чрезвычайное употребление воды». Но нужно понимать, что речь идет об алкоголе, подобном по крепости современному квасу — увлечение им могло несколько расслабить человека, но не приводило его к тем страшным грехам, которые нередко происходят, когда человек действительно становится пьян и теряет рассудок.

Если же говорить о собственно пьянстве, о нем идет речь отдельно и совершенно в другом ключе. Пристрастие к крепким спиртным напиткам сравнивается с такими тяжкими грехами, как убийство и блуд. Пьяницы так же, как блудники, царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 21). «Пьяница — это живой мертвец», — говорил святитель Иоанн Златоуст. При этом культурная ситуация была такова, что для того, чтобы опьянеть и тем более пристраститься к пороку пьянства, нужно было сознательно к этому стремиться, идти против течения окружающей жизни.

У нас, к сожалению, сложилась мощная культура оправдания пьянства и тех грехов, которые совершаются под влиянием алкоголя. Но так на Руси было не всегда.

Трезвость на Руси

 

Мало кто знает, что одним из первых трезвенников на Руси, о котором доподлинно известно, что он никогда не пил вина, был преподобный Сергий Радонежский. Его семья придерживалась трезвых традиций, и впоследствии в монастырях, основанных преподобным Сергием и его учениками, было строго-настрого принято избегать «пьянственного пития». Этот запрет появился только на Русской земле, его нет ни в Студийском, ни в Иерусалимском монастырских уставах. Он соблюдался в русских обителях вплоть до никоновской реформы, когда все церковные книги были приведены в соответствие греческим. Именно тогда появились поправки, разрешающие одну, две, а то и три чаши вина в дни, когда нет строгого поста.

К сожалению, эти поправки внесли свою лепту в дело формирования культуры не трезвости, а пития, от которой в нашем образе жизни, климате, традициях легко начать скольжение по наклонной плоскости. Именно поэтому святые более поздних эпох — например, святитель Феофан Затворник — дают наставления не об умеренности в употреблении алкоголя, а об исключении спиртных напитков из своей жизни.

Проблема — не в веществе

 

Таким образом, мы видим, что современное представление о христианском обычае пить умеренно, но постоянно, якобы имеющем основание в Священном Писании и Предании Церкви, является не более чем мифом, который распространился только благодаря народному невежеству в вопросах, связанных со святоотеческим наследием, и нездоровой в плане отношения к алкоголю ситуации в обществе.

Что же делать в этой ситуации? Может быть, у нас, православных, должен быть введен такой же запрет на употребление спиртных напитков, как у мусульман?

Конечно, об этом речи не идет — и не потому, что это невозможно, а потому, что это не решит проблему. Ведь проблема — не в веществе, а в том, что человек хочет одурманить свое сознание и, как следствие, снять с себя ответственность за свое поведение, хочет потерять такую драгоценную, но такую трудную свободу нравственного выбора. И если запретить алкоголь, появятся (и уже появились) другие формы зависимости: наркотическая, игровая, зависимость от Интернета.

А для того, чтобы у человека не возникало желания окунуться в очередную зависимость, необходимо, чтобы в обществе были своеобразные очаги трезвости. Сначала небольшие — один человек, одна семья, один рабочий коллектив. Нужно, чтобы трезвость вновь стала восприниматься как добродетель, тогда со временем ее островки смогут превратиться в настоящие континенты нормальной жизни.

Газета «Православная вера» № 20 (615)

[ Протоиерей Илия Шугаев , Подготовила Екатерина Иванова ]
 
По теме
vero_vig_050, Pixabay.com - Sovetov.Su Заместитель главы ФСИН Валерий Максименко рассказал в эфире одной из радиостанций, что несмотря на то, что количество колоний для осужденных бывших сотрудников правоохранительных органов в нашей стране растет,
14.11.2018
Сегодня проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания - Администрация Балаково Сегодня, 14 ноября 2018 года, в рамках осуществления муниципального земельного контроля на территории Балаковского муниципального района проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания гражданкой М, доп
14.11.2018
 
IMG_9724 - МЧС Саратовской области Сегодня, 14 ноября, в МОУ СОШ № 95 г. Саратова прошло торжественное мероприятие - 28 пятиклассников давали «Клятву кадета МЧС».
14.11.2018
 
 
Следователи считают, что они создали заключенному привелигированные условия Дмитрий ТУРЧЕНКО После проверки ИК-3 Амурской области, где отбывает наказание осужденный член банды цапка, Вячеслав Цеповяз,
09.11.2018 Комсомольская правда
Вдова рок-звезды потребовала привлечь к ответственности виновного в гибели ее мужа Роман ЛЯЛИН Со дня смерти Игоря Талькова прошло уже 27 лет, но убийца рокера до сих пор не наказан.
14.11.2018 Комсомольская правда
Ярослав Сумбаев под стражей, решается вопрос о его экстрадиции Алена МАРТЫНОВА Спустя месяц после того, как следователя транспортной полиции Евгению Шишкину расстреляли возле собственного дома ,
14.11.2018 Комсомольская правда
«Склады Рейнеке» разрушаются и нуждаются в срочном ремонте - КомпроматСаратов.Ru «Дом.рф» не планирует застройку «Провиантских складов Рейнеке» Коммерсантъ (Саратов)  №206  от 09.11.
15.11.2018 КомпроматСаратов.Ru
Нажмите для предварительного просмотра изображения - RiaSar.Ru 17 ноября исполняется 140 лет со дня рождения художника Павла Кузнецова 17 ноября 1878 года в Саратове, в семье иконописца родился художник Павел Кузнецов, один из самых интересных русских художников первой половины ХХ века.
14.11.2018 RiaSar.Ru
24 ноября - ДЕНЬ ФРАНЦИИ на 27-ом Саратовском Международном органном фестивале - Известия Саратов 24 ноября на 27-ом Международном органном фестивале в программе «ОРГАН ПАРИЖА» вслед за феноменальным французом Францисом Видилом в Саратов выступит его коллега по Парижской консерватории – главный органист собора Сент-Э
13.11.2018 Известия Саратов
17 ноября КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ (ул. Октябрьская, д. 110, тел. 8 (84593) 7-31-21) 10.00-17.00 — Выставки (6+): — «Сказочный мир Татьяны Мавриной» из собрания музея им.
13.11.2018 Вольская жизнь
7 ноября в виртуальном концертном зале Дома культуры г. Вольск состоялся показ виртуальной программы «Поговорим на языке музыки», рассказывающей о секретах музыкального языка разных эпох.
14.11.2018 Вольская жизнь
Саратовские библиотеки провели День регионального чтения. По информации Централизованной библиотечной системы Саратова, с инициативой проведения мероприятий выступила Областная библиотека для детей и юношества им.
14.11.2018 Известия Саратов
Калининского бизнесмена вынудили оплатить долг за контрафактную форму М-1 - ИА Взгляд-инфо   В Калининске судебные приставы взыскали задолженность с местного ИП в пользу Санкт-Петербургской общественной организации за распространение контрафакта с их товарными знаками.
13.11.2018 ИА Взгляд-инфо
В Калининске судебные приставы взыскали задолженность с местного индивидуального предпринимателя в пользу Санкт-Петербургской общественной организации «Лига микс-файт Чемпионаты по боям без правил М-1».
14.11.2018 Газета Репортер
В Саратове открыли лабораторию для создания уникальной медицинской системы - Четвертая Власть В Саратовской области ноу-хау в виде системы поддержки принятия врачебных решений скоро станет основным вектором развития цифровой медицины В Саратовской области ноу-хау в виде системы поддержки принятия врачебных реш
14.11.2018 Четвертая Власть