Ольга Ростропович: Сегодня редко встречаются музыканты-личности

Елена Маркелова

27 марта великому музыканту Мстиславу Ростроповичу исполнилось бы 85 лет, 27 апреля — пять лет, как его не стало. Третий музыкальный фестиваль памяти Мстислава Ростроповича будет посвящен этим датам. Его программа охватит и Саратов. О том, что ждет поклонников классического музыкального искусства, о своих выдающихся родителях «Известиям» в Приволжье рассказала старшая дочь Мстислава Леопольдовича и Галины Вишневской, президент фестиваля Ольга Ростропович.

— Ольга Мстиславовна, вы впервые в нашем городе. Какие впечатления о нем сложились?

— Я получила массу удивительных впечатлений. Я знала, что Саратов был очень важным для папы, но не осознавала, насколько. То, что я здесь вижу, просто удивительно. Город богатой культурной жизни.

— Какая из саратовских страниц жизни Мстислава Леопольдовича для вас особенно важна?

— Венчание, конечно. Мы были в комнате архиерейского дома на Первомайской, в которой владыка Пимен венчал маму с папой. Во-первых, я хорошо помню Дмитрия Евгеньевича Хмелевского — владыку Пимена. Он приезжал к нам, гостил у нас. Это был удивительно светлый человек. И сегодня я впервые увидела, где он жил. Нахлынули воспоминания — всю гамму чувств сложно передать.

— О пути таких людей, как Ростропович, говорят: «Жизнь больше, чем жизнь». Вы согласны?

— Абсолютно. Я чувствую присутствие папы на каком-то метафизическом уровне. Он вел меня, это происходит со мной и сейчас. К примеру, тому, что я попала в Саратов, предшествует такая цепочка удивительных совпадений, что диву даешься. Мы пришли с мужем в музей музыкального искусства имени Глинки, чтобы обсудить возможность открытия выставки к юбилею папы: «Вишневская и Ростропович: скрещение судеб». Совершенно случайно узнали, что директор музея Михаил Брызгалов — из Саратова, города, в который мы собирались целый год. Мы зашли в кабинет Михаила Аркадьевича, и он показал фильм, где Ростропович встречается с саратовскими друзьями, знакомыми. Конечно, сразу возникло желание продолжать делать фестиваль памяти папы в Саратове.

— Какова концепция и программа очередного фестиваля?

— Концерты в его рамках будут проходить в городах и странах, которые много значили для папы. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Оренбург (оттуда родом обе мои бабушки), Воронеж, Швейцария, Германия, Италия, Франция, Великобритания и Америка. В фестивале участвуют Лондонский филармонический, оркестр де Пари и Санта Чечилия, Светлановский оркестр. В Саратове в рамках фестиваля 21 и 22 сентября выступит легендарный оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Это будет первое выступление коллектива в России, потому что оркестр гастролирует только за рубежом и по России не ездит. Я смогла их уговорить.

— Ольга, что лично вам дает фестиваль?

— Общение с отцом. Я выполняю то, что он как бы говорит мне. Я это вижу так.

— Вам хватало внимания знаменитых родителей в детстве?

— И хватало, и не хватало. Когда папа и мама были рядом, их было так много, что мы заряжались энергией надолго. С другой стороны, хотелось постоянно их видеть.

— Какие первые воспоминания о родителях?

— Ослепительная красота мамы. Мама была удивительной, волшебной красавицей. Царская стать. Помню, мы с Ленкой все время дрались, выясняя, кто похож на маму. Конечно, больше была похожа она, а меня в семье звали «вторым Славой». А потом мы поменялись, «переродились» (смеется). Теперь моя сестра очень похожа на бабушку — папину маму. Я горда тем, что меня считают похожей на маму. А папа был очень веселый, всегда в разъездах, всегда развевающееся пальто, с виолончелью. Вихрь.

— Он был строг к вам?

— Я бы сказала, что он воспитывал нас в страшной строгости.

— Это породило в вас с сестрой какие-то комплексы?

— Да ничего не было, абсолютно никаких комплексов. Мы росли в те времена, когда люди еще не знали ни о комплексах, ни о психологах. Жили себе и радовались. У нас были какие- то данные, мы с ними выросли. Меня часто спрашивают: трудно ли быть дочкой таких знаменитых родителей? Дело в том, что у нас нет сравнения. Мы не были детьми других родителей. Может, у других свои трудности. Мы отца не видели из-за загруженности, а у других — отец пьет, и дети его тоже не видят. Могу сказать одно: я безумно счастлива, что Бог послал мне таких родителей. И тех людей, с которыми благодаря им общалась. Помню, была сопливой девчонкой, когда к нам приходил Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ожидая папу, он садился в гостиной и спрашивал меня с таким участием: ну расскажи, как дела в школе, что ты сейчас играешь по специальности, по роялю. Его это действительно интересовало. Многие поражаются, когда я рассказываю, как к нам приезжал Бенджамен Бриттен, жил у нас на даче. Он играл, а за окном шел снег сказочными хлопьями, как в сцене дуэли в «Евгении Онегине». В большом зале на даче, согревшись замечательной русской водочкой, Бриттен вдруг подошел к роялю и пел песни Шуберта. За такие встречи можно только благодарить Бога. Много мне дало общение с дядей Марком Шагалом, дядя Саня Солженицын терпеливо помогал мне, когда случились проблемы с ненавистной и ввергающей меня в шок алгеброй. Это были какие-то отвратительные для меня науки, но он умудрялся объяснить их доступным способом.

— Ольга, вы в той же степени ощущаете себя россиянкой, что и родители?

— Нет. Скорее всего, я гражданка мира. Но то, что у меня русское сердце и душа, это было и будет всегда. Нас с Леной эти проявления русского менталитета в себе очень удивляют. Ведь, казалось бы, я сорок лет прожила в Америке.

— В США, Европе социальная составляющая жизни наверняка более устроена. Наблюдая неустроенность российскую, вы ощущаете в душе диссонанс?

— Безусловно, есть вещи, которые мешают. Пробки, которые нельзя предсказать. В Америке ты знаешь, что с 4 до 6 часов из дома лучше не выезжать. В России заторы абсолютно стихийны. А еще я в ужасе от российских цен. Но жить я буду в России: здесь мама, муж, два фестиваля.

— У всех на слуху история безумно красивого ухаживания Мстислава Леопольдовича за Галиной Павловной. Вам это мешало при появлении кандидата на ваше сердце?

— Ну что вы! Нет. С этим живешь. Эта планка была настолько высока, что я изначально понимала — такого не найдешь. В более зрелом возрасте это воспринимаешь спокойно, смотришь на другие качества, нежели на романтические проявления.

— Ольга, о коллекциях Вишневской и Ростроповича ходят легенды. Когда это началось?

— У папы это произошло, когда его не пускали на большие сцены, и он стал ездить с концертами по деревням. Там подарят чашку, в другом месте — чашку, и он начал собирать антикварные вещи. Поскольку у папы был такой характер, который не позволял делать ему что-либо наполовину, то он полностью погрузился в это хобби. Заразил этим маму, а когда мы уехали из страны, они хотели создать русский дом. Много собирали, были люди, которые им в этом помогали, мама с папой очень серьезно это изучали.

— Вам передалось это увлечение?

— Мне близок мир художника в театре.

— За театральными тенденциями следите?

— Ой, не пристально. У меня на плечах — два фестиваля. И потом два сына в Америке, поэтому я — «Фигаро тут, Фигаро там».

— Вы согласитесь с мнением тех, кто считает, что талант со временем мельчает и одаренной молодежи становится меньше?

— Не сказала бы. Есть просто замечательные ребята. А если учесть, как развивается техническая сторона, наблюдать за ними, как растет их талант, очень интересно. Есть такие «технари» по скрипке, что просто удивительно. Соглашусь, что сегодня редко встречаются музыканты-всепоглощающие личности, которые могут тебя зацепить даже не виртуозной техникой, а передачей какого-то эмоционального состояния. Вот папа. Может быть, я, дочь, не должна об этом говорить. Но во время его исполнения буквально пробегал мороз по коже. Слушая, мы понимали, о чем он играл. Он мог играть о состоянии души, о состоянии того, что диктует происходящее в этом мире. И ты переживаешь вместе с ним.

— Правда, что у Мстислава Леопольдовича были божественно красивые руки?

— Ой-ой-ой! Восторг! Опять же, я — дочь, мне, наверное, неловко об этом говорить. Он великий виолончелист, и то, что Господь дал ему такие кисти, просто знак. Это были, я бы сказала, неестественно красивые руки. Очень длинные пальцы, узкая кисть, даже как-то странно, но это были нечеловеческие руки.

— Как папа отнесся к тому, что вы бросили виолончель?

— Ужасно. Он не разговаривал со мной несколько лет. Но я просто не могла этим заниматься. Я была замужем и должна была выполнять социальную роль — жены, сопровождающей своего мужа. И поэтому концертная деятельность осталась для меня в прошлом. К сожалению, я распрощалась с карьерой музыканта. Иначе семья отошла бы на второй план. И я сделала важный для себя выбор. Счастлива, что сегодня, занимаясь фестивалями, продолжаю дело семьи.

— А в жизни Центра пения Галины Вишневской принимаете участие?

— У меня не так много времени для этого. Но когда мама просит побыть, послушать — я рядом. А так это ее детище. Галина Павловна преподает с утра до вечера.

— Ольга, музыкальные педагоги России возмущены реформой образования, которая оставляет мало времени на занятия непосредственно музыкой. Вы как к этому относитесь?

— Не берусь судить. Я не так долго в Москве, чтобы дать исчерпывающую оценку российской системе образования. Но глубоко верю в то, что не нужно заменять то, что замечательно работает. Что касается классической музыки, в России лучшая школа в мире. Пример — мои родители. Отец, который преподавал здесь, отлично знал, как прекрасно работает наша школа на Западе. Я тоже, слава Богу, окончила ЦМШ Московской консерватории по классу виолончели и Джульярдскую школу в Нью-Йорке. Преподавала в Мanhattan shool of music (Нью-Йорк). Поэтому могу с полной ответственностью сказать, что музыкальное образование Европы и Америки рядом не лежало с российской системой образования. Когда я приехала поступать в Джульярд, то, что там предлагалось играть на экзамене, в нашей стране назвали бы — пятый класс, вторая четверть. Не надо ничего менять.

— Ольга, когда вас выслали из страны, было сложно?

— Конечно. Была полная неустроенность. Мы уехали без копейки денег, а ведь нам нужно было как-то определяться, учиться. Ни кола, ни двора. Мама и папа ездили на многочисленные концерты, зарабатывали деньги, а нас — куда? Сначала они брали нас с собой, но это — четыре билета плюс папина виолончель, и нас отдали в монастырь.

— Жизнь в монастырских стенах наложила на вас какой-то отпечаток?

— Мы с Леной смотрели на это, как на какое-то удивительное обстоятельство. Мы попали в мир, о котором читали в «Трех мушкетерах» Дюма. К тому же до этого мы говорили только на русском, а в монастыре за шесть месяцев блестяще изучили французский.

 
По теме
Он вышел из помещения бассейна, покинув рабочее место Видео: СУ СК по Саратовской области В Октябрьском районе Саратова дошло до суда уголовное дело о гибели 8-летнего мальчика в бассейне.
Профориентация в ЦОД Галактика-64 - Вавиловский университет В рамках смены Вавиловского университета в центре одарённой молодёжи Галактика-64 преподаватель кафедры "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" Козаченко М.А.,
Вавиловский университет
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
СКАЖИТЕ «НЕТ» ТУБЕРКУЛЁЗУ, СКАЗАВ «ДА» ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ - Балаковские вести Всемирный День борьбы с туберкулёзом в этом году выпал на 24 марта. Туберкулёз является одной из 10 основных причин смерти во всём мире, входит в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Балаковские вести
Акция - Вавиловский университет В период времени с 18 по 29 марта 2024 года на территории Марксовского района проходит первый этап общероссийской акции "Сообщи где торгуют смертью".
Вавиловский университет