Георгий Исаакян о Собиновском фестивале


24 мая во второй день XXX Собиновского фестиваля в театре оперы и балета состоится премьерный показ оперы «Аида» Дж. Верди, специально приуроченный к юбилейной фестивальной программе. Над спектаклем работают художественный руководитель и главный дирижер театра Юрий Кочнев, Народный художник России Вячеслав Окунев, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Георгий Исаакян, запомнившийся саратовскому зрителю по постановке оперы «Дон Жуан» в 2015 году.
Сейчас в театре полным ходом идут сценические репетиции спектакля. После одной из них    мы задали режиссеру-постановщику спектакля несколько вопросов.
– В Вашем спектакле планируется два действия. У Верди их четыре…
В сегодняшнем театре любое произведение, которое берется к постановке, компануется так, чтобы отвечать запросам конкретного театра, зрителя, местным традициям. В последнее время зрительская культура и система восприятия кардинально изменились, а мы говорим о произведении 19 века. Театр, в отличии от многих других видов искусства, имеет дело только с сегодняшним днем. Театр — это не музей, не книга или партитура, которая может лежать в столе. Спектакль происходит только здесь и сейчас, с конкретным зрителем. И все имеет значение — и месяц май, и 2017 год, и город Саратов, и Собиновский фестиваль… Это некие дополнительные условия к тому, что мы делаем.
Первое впечатление «неподъемности», масштабности оперы «Аида» создается из-за обилия в ней антрактов. Когда мы сыграли «черновой» прогон, то поняли, что имеем дело с очень компактной, динамичной, оперой. Музыка длится чуть более двух часов! Этот сюжет захватывает и несет, как водоворот. Для современного зрителя стремительно развивающееся действие — с конфликтами, заговорами, интригами, предательством и любовной историей — как раз очень актуально.
Другая причина связана с эстетикой спектакля. Мы придумали спектакль, который апеллирует больше к современности, нежели к древности. Поэтому стремительность, сжатость действия — часть эстетики спектакля, как — будто эта история проносится сквозь тебя.
– Действие спектакля переносится из Древнего Египта?
По моему мнению, зритель приходит в театр за впечатлениями, переживаниями. При выборе — сопереживать тебе древнеегипетскому рабу или похожему на тебя «маленькому» человеку — я уверен, что симпатии будут на стороне «маленького» человека. Жизнь стремительно уходит от «музейности», «концертности», от оперы, которая тебя не трогает. Нам хотелось, чтобы спектакль «разговаривал» со зрителем о наших сегодняшних переживаниях, чтобы он апеллировал к нашему коллективному сознанию.
Долго размышляя над сюжетом «Аиды», мы неожиданно поняли, что в нем по сути представлена идеальная модель тоталитарного государства. Конечно, Верди — сын великой итальянской культуры, не мог предвидеть, что в 20 веке его страна станет одним из оплотов фашизма и тоталитаризма. Конфликт тоталитарной машины и простого человека, с его обычной жизнью, любовью, нежностью, — эта тема очень часто поднимается в искусстве. Достаточно вспомнить знаменитый роман «1984» Д. Оруэлла, в котором автор, размышляя о будущем благополучной Великобритании, изобразил мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на физическом и духовном порабощении. В итоге, в нашей версии оперы возник почти оруэлловский мир. История «большого брата», подчинения, огромных масс, которые должны быть одинаково одеты, одинаково двигаться — на наш взгляд, идеально подходит музыке и эстетике спектакля. Замечательный мастер, художник Вячеслав Окунев нашел очень точный визуальный образ спектакля, который смотрится современно и не противоречит музыкальной партитуре оперы.
– Как проходит репетиционный процесс?
Для меня это счастливое возвращение в труппу, с которой в 2015 году я с удовольствием работал над оперой «Дон Жуан». И женская, и мужская части труппы очень крепкие, вокально и драматически. На сегодняшний день я абсолютно доволен нашим пониманием друг друга и репетиционной работой. Спектакль быстро оживает.
– Верди написал «Аиду» в жанре большой французской оперы, с балетными сценами. Они сохранятся в вашем спектакле?
В нашей редакции это не будет большой оперой. Верди писал «Аиду» по очень специфическому заказу, для официального мероприятия — открытия Суэцкого канала. В нашей постановке будут некоторые купюры. В основном они коснулись балетных сцен. Однако балетная труппа обязательно примет участие в спектакле, но в другой, очень важной роли — ритуальной. Известно, что тоталитарные «машины» и государства всегда основываются на ритуалах, тайных собраниях, секретных обществах. Именно эта часть как раз отведена артистам балета.
– Будут ли аллюзии тоталитаризма приобретать в спектакле конкретные узнаваемые черты неких лидеров, вождей?
Мне не нравится переходить грань между театром метафорическим и театром политическим. Я предпочитаю оставаться на территории искусства. Поэтому у нас абстрактное государство, абстрактная форма, абстрактные ритуалы. На мой взгляд, как только появляется какая-то конкретика — идея становится плоской. Театр — это все-таки поэзия, а не публицистика. Правило публицистики — «одно слово, один смысл». Поэзия хороша тем, что в ней любая метафора раскрывается во многих смыслах, и это мне интересно.
 
По теме
Крым наш, голоса из Италии и запрет для Маликова Первого знакового культурного мероприятия в этом году пришлось ждать почти полгода, да и оно было, отчасти,
Клумбы за 19 миллионов в Энгельсе. Экс-директор муниципального учреждения, заключивший контракт с родственницей, подозревается в коррупции - ИА Версия-Саратов © нейросеть «Шедеврум» / ИА «Версия-Саратов» В Энгельсе в отношении бывшего директора муниципального учреждения, подведомственного администрации Энгельсского района,
ИА Версия-Саратов
Медицинские учреждения Саратовской области готовы к паводку - Министерство здравоохранения      В ходе подготовки к прохождению паводка министерством здравоохранения области и подведомственными  медицинскими организациями  уточнены населённые пункты, которые могут быть подтоплены на период паводка,
Министерство здравоохранения
В Саратовской области у скотины нашли бруцеллез: ветеринары добираются на лодках - Четвертая Власть На территории двух районов региона из-за бруцеллеза ввели карантин Фото: Управление ветеринарии по Саратовской области В Саратовской области на территории двух районов из-за бруцеллеза ввели карантин.
Четвертая Власть