Фестиваль памяти Олега Янковского. Отчет

Фото: reporter-smi.ru

«Давайте негромко, давайте вполголоса...»

Пожалуй, фестиваль стоило придумать хотя бы для того, чтобы привезти в наш город даже один из заявленных в его программе спектаклей.

Программа фестиваля была насыщенной — каждый из шести дней гости и участники проводили 1-2 пресс-конференции. В рамках фестиваля прошли семинары и выставки, состоялось несколько премьер. И конечно же, все гости говорили, вспоминали, размышляли о выдающемся артисте, почтить память которого они и приехали в Саратов. Все говорили о закономерности проведения такого фестиваля, а некоторые удивлялись, что такая замечательная идея не появилась раньше. Естественно, что все гости представляли работы, которые привезли в наш город, и размышляли о современном искусстве.

Татьяна Друбич: «Мне не приходится говорить о нем политкорректно»

Она дважды встречалась с Олегом Янковским на съемочной площадке — в 1982 году в фильме «Храни меня, мой талисман» и в «Анне Карениной», 14-летняя работа над которой была закончена в 2009-м.

—  Была еще одна работа, которая не завершилась. Соловьев запускал фильм про Тургенева, и сходство Олега Ивановича в гриме с русским писателем было поразительным... Все меняются со временем, но у Янковского был свой, особый путь. Когда мы снимались в «Талисмане», это был его апогей, он был тотальной занятый, востребованный актер. Потом начались лихие 90-е, которые стали испытанием для всех. Мало кто устоял и не бросился в рыночное безумие урвать быстрый кусок. Теперь я понимаю, как много актеров потерялось, войдя в эту воду. А Олег Иванович остался «неуниженной» звездой. У него внутри был компас, по которому он шел, и это позволило ему сманеврировать и пройти испытание теми ужасными годами. Мне кажется, благодаря тому, что он сумел выдержать паузу, отказаться от больших искушений, он смог сыграть великую классику — Комаровского в «Докторе Живаго», Митрополита Филиппа в «Царе», Каренина. И мне совершенно непонятна позиция прокатчиков, которым не интересен фильм «Анна Каренина». Можно как угодно к нему относиться, но уже одно то, что это последние работы Олега Янковского и Александра Абдулова, обеспечивает ему право на существование. Вообще этот фильм — хождение по мукам Соловьева. Он пытался сохранить в нем всех, кого хотел снимать, когда фильм запускался, Каренину должна была играть Ирина Метлицкая. Но все эти мучения сподвигли Соловьева сделать «Ассу-2», от идеи которой он много лет отказывался. И для меня этот фильм тоже стал испытанием. Такие роли нужно делать на вздохе-выдохе, а были паузы, простои, смены Вронских, гримеров, операторов, костюмеров. Только Олег Иванович со свойственным ему гиперпрофессионализмом и достоинством актерской и человеческой породы смог на длинном дыхании пройти эту дистанцию. Высшей степенью признания со стороны Олега Ивановича стало для меня его приглашение в картину, которую он собирался снимать. Это было невероятно лестно. И я рада, что у нас есть замечательный повод говорить о нем много и хорошо. О Янковском мне не приходится говорить политкорректно. Это был высший пилотаж — от знания текста и того, как сидел на нем костюм, до его готовности работать и памяти о том, что 5 месяцев назад было в этой сцене. Только из-за одного этого мне стоило сниматься в «Анне Карениной» — посмотреть, что это было за мастерство.

Артисты «Ленкома»: «Нам до сих пор его не хватает»

В жизни Олега Янковского было два театра — Саратовский драмтеатр и московский «Ленком». И поэтому естественным было то, что фестиваль открывал спектакль, в котором Янковский сыграл одну из последних своих театральных ролей.

Этот спектакль — единственный на фестивале из привозных — саратовцы уже видели. Причем и с Янковским, и с Андреем Соколовым, который после смерти Олега Ивановича нашел в себе мужество заменить его на сцене. Коллеги и друзья великого артиста говорили о нем с тоской и неугасшей болью.

—  Для нас этот фестиваль важное событие, — сказала Инна Чурикова. — Олег был нашим товарищем, близким, настоящим, ироничным, глубоким. С каждым годом он становился все лучше и лучше. Мне кажется, что он ушел от нас на взлете. Он постоянно удивлял меня как партнер — он умел находить какие-то тонкие подробности, которые меня волновали. Когда партнер хорош, и ты становишься лучше. Собственно, как и в жизни. Я испытываю голод по Олегу, он умел аккумулировать нас вокруг себя. При нем мы всегда чувствовали себя женщинами.

Актрису поддерживает и ее партнер по сцене, народный артист РФ Александр Збруев:

—  Жизнь — это такая особая драматургия, что предугадать что-либо практически невозможно. Впервые я увидел Янковского в Доме актера, куда он вместе с Роланом Быковым пришел после проб на фильм «Два товарища». Потом он мне рассказывал, что когда его пригласили на пробы фильма «Щит и меч», он так хотел сниматься, что последние дни перед поездкой в Москву ходил очень аккуратно, чтобы не упасть, и закутав горло шарфом, чтобы не заболеть, чтобы все силы, которые есть, отдать на пробах. Каждый его фильм оставался в душах зрителей. Его роли в театре и кино сделали его неповторимым. Артистов хороших много (сейчас, правда, все меньше), но он единственный. Мы и сейчас делим с ним гримерку — на его гримерном столе стоит его фотография, у которой всегда цветы. Потому что нам до сих пор его не хватает.

Об этом же говорили и молодые коллеги Олега Янковского — народный артист России Андрей Соколов, Татьяна Щукина, Игорь Коняхин. Они сначала восхищались им как зрители, а потом благодарили судьбу за то, что им посчастливилось стать его партнерами по сцене или фильму.

Сергей Пускепалис: «Янковский — это особое амплуа»

На второй день фестиваля зрители увидели спектакль Ярославского драмтеатра «Три сестры» в постановке выпускника саратовской театральной школы, в прошлом актера Саратовкого тюза, а ныне помощника художественного руководителя МХТ им. Чехова Сергея Пускепалиса.

—  Идея этого фестиваля носилась в воздухе, меня даже спрашивали: а разве это первый фестиваль. Для меня все работы Олега Ивановича — любимые. У него была естественность, которой не учат. Это особое амплуа. Янковский, по Станиславскому, это самое верное «я» в предлагаемых обстоятельствах. Я уже своим ребятам сказал: расслабьтесь, мы участники первого фестиваля, значит, мы уже в истории. Но все очень ответственно подходят к нашему выступлению. И для меня важно показать здесь, откуда мои корни, дело, которым я занимаюсь. Для меня этот спектакль не случаен. Я очень люблю эту пьесу. Она долго мне не открывалась, но я чуял каким-то своим звериным чутьем, что что-то там такое есть, чего я пока ни у кого не видел, я ни разу не видел спектакль, который бы меня убедил. Я решил пройти этот нелегкий путь, и обнаружилось, что там есть жизнь. Смысл любого диалога в том, что пытаюсь вам что-то сказать для того, чтобы увидеть в ваших глазах — точно, а ведь мы так и думали. Чехов так здорово написал, что самое главное — слова, ситуации, люди, которые словами прикрываются. Он так интересно обрисовал словами структуру этого сюжета, этих жизней, этих людей, которые все в поисках счастья и радости. И ощущение, что они не могут ее ощутить, поймать, создает атмосферу близкой катастрофы. А когда мы гибнем, мы не будем рассуждать — вся наша пластика и вся наша физика будут одинаково спасаться, все специфика нашего поведения выражается одним — желанием спастись. И в этой пьесе все спасаются.

Отвечая на вопрос журналистов о различиях столичных и провинциальных театров, Пускепалис сказал:

—  Специфика провинциального театра в том, что деваться некуда. В столице у них есть хотя бы внутреннее ощущение, что если их творческая биография не сложится здесь, они могут попытаться найти себя в других театрах. В столице меняют театры, а раньше провинциальные актеры меняли города. Сейчас таких возможностей нет, и потому элемент крепостничества в этом существует. Слава Богу, если у руля стоит человек понимающий, не использующий эту зависимость, прикрывая собственную несостоятельность. Работать надо с ощущением, что это будет событие. Хотя бы для творца, который должен сказать что-то новое, чему-то научиться.

Журналисты заметили изменение имиджа артиста. Вытравленную прядь, которая делает его похожим на Григория Цинмана (чей уход из жизни два года назад до сих пор остается невосполнимой утратой для многих), он объяснил съемками в новом фильме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана:

—  Гримеры предложили мне сделать отметину, и меня пробило, я сказал им, что у меня был друг с такой же прядью. Москвичи-то не знают, а в Саратов я приехал, и все один и тот же вопрос задают: почему я стал на Цинмана похож. И мне это приятно. Я надеюсь, фильм скоро выйдет, и это будет такой мой привет Григорию Семеновичу.

Когда Сергея попросили попытаться оценить вклад Олега Янковского в российское искусство, он ответил:

—  Когда я беру материал в работу, я делаю идеальное распределение по ролям — и мне неважно, где живет тот или иной артист. Потом, исходя из этого, я смотрю, с кем это реально делать. Мне кажется, что Олег Иванович является для многих режиссеров идеальным распределением ролей. Оценивать его вклад — удел критиков, но все его фильмы — это гарант качества.

«Табакерка»: «Мы гордимся приглашением на фестиваль»

Завершал фестиваль спектакль театра под руководством О. Табакова «Старший сын». Перед спектаклем директор театра-студии Александр Стульнев сказал:

—  Мы гордимся приглашением на этот фестиваль. Мы все любили, уважали и высоко оценивали то, что делал при жизни Олег Янковский. Судьбы трех человек, занятых в нашем спектакле, связаны с Саратовом — народного артиста России Сергея Сосновского (Сарафанов), много лет служившего в академдраме, Андрея Фомина (Васенька) и Алексея Комашко (Кудимов). Поставил этот спектакль три года назад Константин Богомолов, мы его довольно часто играем, он был номинантом нескольких номинаций «Золотой маски».

Александр Сергеевич заранее извинился за возможные накладки — в Москве «Старший сын» идет в камерной «Табакерке», с залом на 120 мест. И изначально было поставлено условие не продавать билеты на балкон. Однако ажиотаж вокруг спектакля был такой, что организаторы были вынуждены уступить зрительскому напору.

—  Когда мы ставили этот спектакль, мы понимали, на какой риск идем. Но несколько лет назад у нас уже был подобный опыт, когда мы ставили булгаковский «Бег». Наш «Бег» получился совершенно иным, и мы смеем надеяться, что и «Старший сын» отличается от того фильма, который большинство зрителей хорошо знает. Мне кажется, что этим он и интересен. Та проблематика, которую можно было показать в советское время, очень сильно отличается от проблематики самой пьесы. Взять хотя бы тот факт, что в фильме совершенно не было войны, а ведь музыкант Сарафанов — капитан в отставке, прошедший войну, встретившийся с девушкой и расставшийся с ней потому, что его часть перевели в другое место.

—  У нас не было задачи никого переиграть, — сказал Сергей Сосновский. — Собрались люди, сказали: «Ребята, какая классная пьеса! Давайте расскажем эту историю». И все! В моей жизни уже такое было, когда Александр Дзекун предложил мне сыграть Турбина — уж какие были сомнения, и кого я там мог переплюнуть?! Нам просто было что рассказать, и мы попытались это честно сделать.

Юрий Чурсин, исполнитель роли Володи, продолжил тему, мимо которой пройти было нельзя:

—  Наш Сарафанов в исполнении Сергея Сосновского совершенно отличается от лирического героя Евгения Леонова, он фигура трагическая, поставленная в экстремальные обстоятельства. Вампилов прожил так недолго и прожил все свое время в советский период, но его пьеса не относится ни к какой временной проблематике. Там не стоит проблема советский — не советский, русский — не русский. Только общечеловеческая проблема отца и сына, любви детей к своему родителю. Мне кажется, что наш спектакль как можно более приближен к Вампилову, которого я считаю самостоятельной единицей в драматургии. Он обладает собственными категориями, его невозможно соотносить, например, с Пушкиным  или Тургеневым, у него свой мир и свой взгляд на этот мир. Спектакль агрессивнее по обнажению проблемы, по концентрированию эмоций. Мой герой принадлежит к первому поколению, которое могло себе позволить только учиться, а не учиться и работать, восстанавливать разрушенную войной страну. И проблемы, которые возникали у этого поколения, были острыми — где свобода, где молодость, где радость, в чем она.

Сейчас уже можно сказать, что все удалось! Споры, слезы, воспоминания, восторги — каждый день был заполнен до отказа. Как и зал Театра драмы, стены которого каждый вечер грозили обрушиться от аплодисментов. Можно только сказать организаторам большое человеческое спасибо за прекрасную программу, а также присоединиться к стройному хору всех гостей фестиваля: «Надеемся, что этот фестиваль будет продолжаться!»

Интервью с Сергеем Сосновским читайте в ближайших номерах «Репортера»

Источник: газета «Репортер» №46(976) от 23 ноября 2011 г.

Последние новости Саратовской области по теме:
Фестиваль памяти Олега Янковского. Отчет

- Саратов
Прошел I Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского.
17:05 25.11.2011 Газета Резонанс
- Саратов
В культурной среде так бывает – фестивали устраивают либо для галочки, либо для того, чтобы освоить энное количество бюджетных средств, выделяемых на
04:18 24.11.2011 Саратовский взгляд
- Саратов
При переполненных залах в Саратовском академическом театре драмы прошел Первый Всероссийский фестиваль памяти Олега Янковского В Саратове Янковский
17:13 23.11.2011 Неделя Области
театральный фестиваль памяти Олега Янковского - Репортёр&СМИ
Фестиваль памяти Олега Янковского. Отчет - Саратов
«Давайте негромко, давайте вполголоса.
13:35 23.11.2011 Репортёр&СМИ
- Саратов
Актеры лучших театров страны прибыли в Саратов, чтобы принять участие в I Всероссийском фестивале памяти нашего земляка Олега Янковского.
11:09 23.11.2011 Родной город
- Саратов
Вчера в Саратов е завершился Первый Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского.
21:19 21.11.2011 Saratau.Ru
- Саратов
Вчера в Саратове завершился Первый Всероссийский театральный фестиваль памяти Олега Янковского .
17:44 21.11.2011 ИА Взгляд-инфо
- Саратов
Вчера в Саратовской академдраме закрыли первый Всероссийский фестиваль памяти Олега Янковского.
14:26 21.11.2011 ИА СаратовИнформ
- Саратов
Накануне  в театре драмы состоялось закрытие фестиваля памяти Олега Янковского.
12:50 21.11.2011 Родной город
- Саратов
Вчера, 20 ноября на сцене Саратовского академического театра драмы имени И.А.
12:49 21.11.2011 Редколлегия.RU
 
По теме
На Нетребко билеты в партер будут покупать за любые деньги. Личный архив - Комсомольская правда Организаторы гастролей рассказали «КП» о закулисье шоу-бизнеса - тайны звезд от промоутеров Игорь ПОЛЯКОВ Российские звезды часто жалуются на проделки концертных промоутеров: то тут обманули, то там обокрали.
16.12.2018
 
 
Международный день художника отметила Детская школа искусств №10 - SarVesti.Ru В канун Международного дня художника в филиале Радищевского музея в картинной галерее Мыльникова (город Энгельс) открылась выставка работ учащихся ДШИ №10, посвященная 20-летию художественного отделения школы.
15.12.2018
 
Международный день художника отметила Детская школа искусств №10 - Администрация г. Саратов В канун Международного дня художника в филиале Радищевского музея в картинной галерее Мыльникова (город Энгельс) открылась выставка работ учащихся ДШИ №10, посвященная 20-летию художественного отделения школы.
14.12.2018
В Саратовской области дан торжественный старт мероприятиям Года театра - RiaSar.Ru В четверг на площадке ТЮЗа им. Ю. П. Киселёва прошли торжества, посвящённые открытию Года театра в России       В церемонии открытия приняли участие ведущие артисты театров областии зрители — поклонники этого вида искусства.
14.12.2018
 
Владелица картинг-центра «Адреналин» ответит в суде за перелом ноги у ребенка - Четвертая Власть Ей вменяют оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности потребителей Во Фрунзенском районе Саратова ждет суда 29-летняя девушка, владелица картинг-центра «Адреналин».
14.12.2018 Четвертая Власть
25-летняя Каролина Саркисян дала эксклюзивное интервью «КП» Александр РОГОЗА @rogozavr Вчера стало известно, что суд арестовал сотрудников московской клиники пластической хирургии «Сфера»,
14.12.2018 Комсомольская правда
На Нетребко билеты в партер будут покупать за любые деньги. Личный архив - Комсомольская правда Организаторы гастролей рассказали «КП» о закулисье шоу-бизнеса - тайны звезд от промоутеров Игорь ПОЛЯКОВ Российские звезды часто жалуются на проделки концертных промоутеров: то тут обманули, то там обокрали.
16.12.2018 Комсомольская правда
aerod - КомпроматСаратов.Ru По слухам, депутатские запросы единоросса  Евгения Примакова  приводят в шок и трепет работников саратовских структур федеральных ведомств.
16.12.2018 КомпроматСаратов.Ru
Девятого декабря в г. Саранск состоялся III межрегиональный этап всероссийской акции по футболу 5х5 «Уличный красава» среди юношей в возрастных группах 14-15 и 16-17 лет.
14.12.2018 Вольская жизнь
Вчера в Снежинске наши гандболисты провели матч с местным "Сунгулем". Напомним, что в этом году команды уже встречались в Саратове, тогда на голову были сильнее "аграрии".
14.12.2018 Известия Саратов
Министр Елена Щербакова стала фигурантом двух уголовных дел - Четвертая Власть Речь идет о ее деятельности, когда она была главой Балашовского района (2011-2016 гг.) Министр внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Елена Щербакова стала фигурантом двух уголовных дел.
14.12.2018 Четвертая Власть
На саратовского министра Дмитрия Соколова завели уголовное дело - Четвертая Власть Министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Дмитрий Соколов уволен с должности по собственному желанию от сегодняшнего числа Министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Дмитрий Соколов увол
13.12.2018 Четвертая Власть
В ночь с 14 на 15 декабря 2018 года глава Саратова Михаил Исаев и заместитель председателя правительства области Роман Бусаргин совершили инспекционный объезд улиц города с целью оценки хода работ по уборке последствий снегопада.
15.12.2018 SarVesti.Ru